12:40 10.10

В Ил Тумэне обсужден вопрос реформы топливного рынка в ДФО

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 9 октября в режиме видеоконференцсвязи состоялось рабочее совещание постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике по теме «Реформа топливного рынка в ДВФО» под председательством Павла Петрова.

Председатель профильного комитета отметил, что глава Независимого топливного союза Павел Баженов направил свои предложения председателю Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Петру Гоголеву по комплексному решению проблем топливообеспечения регионов ДФО в долгосрочной перспективе.

«Пристальное внимание общественности к проблеме ценовой динамики, а также важность стабильности розничных цен на топливо для регионов Дальнего Востока, указывают на необходимость принятия срочных мер для достижения целевых показателей. Топливный рынок ДФО имеет свою ярко выраженную специфику», – отмечается в обращении.

«В отличие от рынков прочих федеральных округов, на Дальнем Востоке наблюдается регулярный дефицит моторных топлив в оптовом сегменте. На 11 субъектов ДФО приходится лишь 2 НПЗ. В итоге складывается ситуация, в рамках которой в оптовом сегменте практически отсутствует конкуренция, что уже в свою очередь приводит к реализации топлива по ценам, значительно превышающим среднероссийские. Высокая цена в оптовом сегменте подталкивает вверх и розничные цены, что неблагоприятно сказывается на потреблении», пишет Баженов.

В письме сообщается, что в настоящее время на имя Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина за подписью губернаторов регионов Дальнего Востока готовится обращение о принятии мер по стабилизации рынка нефтепродуктов. С целью совершенствования предложений Союз сформулировал список мер, которые позволят решить ключевые проблемы топливообеспечения регионов Дальнего Востока как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

«Исходя из этого, постоянный комитет Ил Тумэна считает, что необходимо обсудить следующие вопросы, которые затронуты в обращении. Это проблемы ценовой динамики розничных цен на топливо для регионов Дальнего Востока, проблема дефицита моторных топлив в оптовом сегменте рынка, вопросы планирования деятельности независимых АЗС и проблемы стабилизации рынка нефтепродуктов», - обозначил парламентарий Павел Петров.

Министр экономики республики Майя Данилова отметила, что недавно на заседании налоговой комиссии было принято решение об освобождении от транспортного налога для транспортных средств, в том числе юридических и физических лиц, которые будут переводиться на газомоторное топливо.

Отметим, что вопрос замещения традиционных видов моторных топлив альтернативными обсуждается все чаще на фоне роста цен на нефтепродукты и усугубления экологического кризиса. Объективными предпосылками роста интереса к газомоторному топливу является его низкая стоимость по сравнению с нефтяным.

Однако есть несколько оснований, препятствующих массовому переходу к транспорту с газовым двигателем. Одно из них — это неразвитая инфраструктурная сеть. Газомоторной технике требуется более частая дозаправка, соответственно, возникает потребность в плотной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и сервисных центров.

Майя Данилова также прокомментировала насчет предложения по снижению ставки НДС на 10 процентных пунктов на автомобильный бензин и дизельное топливо 5 экологического класса в регионах ДФО. «Конечно, мы со своей стороны понимаем, что реализация данной меры окажет положительное влияние на снижение розничной цены на нефтепродукты в регионах ДФО. Но НДС – это такой налог, изменений по которому довольно сложно добиться на федеральном уровне. За последние пять лет практически ни одна инициатива не проходила», - подчеркнула министр.

Заместитель руководителя Департамента промышленности Министерства промышленности и геологии РС(Я) Андрей Портнягин представил статистику по объему поступлений акцизов на нефтепродукты, бюджетным кредитам, стимулирующим выплатам.

Заместитель председателя-руководитель департамента Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Дмитрий Антонов рассказал о том, как цены на бензин оказывают влияние на ценовую политику.

«Цены на ГСМ в Российской Федерации не подлежат государственному регулированию. Что касается нашей республики, мы воспользовались правом регулирования торговых надбавок и снабженческо-сбытовых надбавок на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Частично идёт субсидирование основных снабжающих организаций республики за счет бюджетного кредитования. К сожалению, сумма покрывает лишь часть потребностей, а остальную часть предприятие покрывает за счет привлечения коммерческих кредитов, которые кратно дороже бюджетных», - пояснил Антонов.

Одной из проблем при формировании цен на нефтепродукты он назвал не только нехватку оборотного капитала на приобретение нефтепродуктов, но и содержание нефтебаз и автозаправочных станций, расположенных в труднодоступных и малонаселенных территориях арктических и северных районах. «Затраты на содержание этой инфраструктуры несопоставимы с тем объемом отпуска горюче-смазочных материалов, чтобы обеспечить рентабельность этой деятельности. Это говорит о том, что на сегодня имеется перекрестное субсидирование между Арктикой и Центральной группой улусов в части горюче-смазочных материалов в цене. Сегодня мы ведем работу по оценке объема перекрестного субсидирования для того, чтобы просчитать ценовые последствия на конечную стоимость нефтепродуктов, как по Центральной части республики, так и по отдаленным территориям», - сказал он.

«По предварительным оценкам, если исключить перекрестное субсидирование, цены на ГСМ в арктических районах могут подорожать в среднем на 20%, при этом в центральной части республики ожидается снижение до 8%», – сказал Антонов.

Далее о поставке, ценах, закупочных процедурах дизельного топлива на примере «Саханефтегазсбыт», «Туймаада-нефть» рассказал первый заместитель министра ЖКХ и энергетики РС(Я) Вячеслав Емельянов.

Начальник отдела государственного надзора (инспекция) РС(Я) Алексей Пинигин ознакомил с деятельностью по контролю за надлежащим качеством топлива. Главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) Андрей Попов проинформировал о мониторинге по формированию цен на топливо.

В ходе рабочего совещания к участникам обратился глава Независимого топливного союза Павел Баженов.

Ряд уточняющих вопросов задали вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев, председатель профильного комитета Павел Петров, народные депутаты республики Юрий Григорьев, Павел Ксенофонтов.

В частности, Виктор Губарев спросил об авиационном топливе, о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей, проверках по емкостному парку всех держателей нефтескладов и т.д. Павел Ксенофонтов уточнился в части стабилизации и снижения нефтяных цен, комплексного решения проблем топливообеспечения республики. Юрий Григорьев поднял тему перехода на газомоторное топливо: наличия экспертного заключения по двигателю.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэн по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров, завершая мероприятие, анонсировал, что данная тема будет обсуждена на заседании комитета.

«Необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных со снижением ставки НДС, предложением НК «Роснефть» по совершенствованию демпфирующего механизма в части возвращения нижней границы обнуления значений демпфера; проектом постановления Правительства РФ, предусматривающего предоставление субсидий для обеспечения льготных тарифов; с инициированием разработки программы форсированного развития рынка газомоторного топлива», - резюмировал председатель профильного комитета.

Он отметил, что все поступившие предложения внимательно будут изучены и учтены в дальнейшей работе.

Пресс-служба Ил Тумэна
Наш канал в Telegram