В России утверждена национальная программа развития Дальнего Востока, основные цели которой — ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока, повышение качества жизни людей на Дальнем Востоке.
А начиналось всё в 2018 году во время проведения Восточного экономического форума, когда президент страны Владимир Путин дал задание о создании национальной программы развития Дальнего Востока. Именно Главе нашей республики Айсену Николаеву было доверено возглавить рабочую группу по её разработке. Год спустя, в 2019-м, во время Госсовета, прошедшего также в рамках ВЭФ, Айсен Николаев доложил президенту страны о проделанной работе.
Нацпрограмма стала первым документом в стране, участие в разработке которого приняли свыше 230 тысяч жителей Дальнего Востока. Ими было внесено порядка 16,5 тысяч предложений о том, что необходимо сделать в их регионах. С тех пор нацпрограмма дорабатывалась, в ней концентрировались проекты, отвечающие основным задачам – ускорению темпов экономического роста в полтора раза выше среднероссийских и повышению качества жизни до уровня выше среднероссийского в каждом из регионов Дальнего Востока. От Якутии в последнюю редакцию нацпрограммы было включено 22 крупных инфраструктурных и инвестиционных проекта.
И вот программа утверждена, она нацелена на то, чтобы в округе все показатели качества жизни людей и экономического развития росли быстрее, чем в среднем по России. Так, в жилищной сфере жильцы с полутора миллионов квадратных метров аварийного жилья будут переселены в достойные условия. А для повышения транспортной доступности будет запущена программа реконструкции дорог местного значения.
В Нацпрограмме с полной детализацией прописан ремонт автомобильных дорог, строительство мостов, путепроводов, объектов энергетики, аэропортовых комплексов. Помимо нового, на Дальнем Востоке безусловно сохранятся и программы, которые уже успешно работают в округе, в том числе нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Самый востребованный и ожидаемый якутянами проект – это, безусловно, Ленский мост, строительство которого активно пробивал глава республики. Это показал и выборочный опрос якутян, проведённый корреспондентом нашего сетевого издания.
Наталья Николаевна:
- Да, я знаю, что в национальную программу развития Дальнего Востока с подачи нашего Главы Айсена Сергеевича Николаева вошло строительство Ленского моста. Этот мост очень нужен нашей республике, я очень рада!
Владимир Сергеевич:
- В годы моей юности, когда ездили за пределы Якутии, говорили: «Ездили на материк». Меня это удивляло: ведь не на острове мы живём, мы тоже на материке! Но сейчас ситуация с каждым годом становится лучше, оторванности от «материка» не чувствуется, вот железная дорога появилась. А автомобильные дороги, благодаря БКАД, у нас какие стали! В этом году мы с семьёй ездили на своей машине на море, правда, пока во Владивосток, но всё равно здорово! Мы увидели, как развивается Дальний Восток, даже национальная программа принята. Как и все якутяне, ждем строительства моста через Лену.
Иван Семёнович:
- Да, ждём строительства моста через Лену, а то паромные войны уже надоели. Скорее бы уже! И да, дороги стали намного лучше. Вот в этом году из-за пандемии мы лето в городе провели. Всё лето дорожники делали дороги, некоторые недалёкие возмущались, что дороги перекрыты, что пробки. Но зато сейчас красота!..
Мост через реку Лена, выстроенный в районе Якутска, позволит не только забыть о ежегодных перерывах в работе переправы, но и станет круглогодично связующим звеном между Дальним Востоком и остальной страной, сегодня разделяемых великой рекой Леной от Байкала и до Северного Ледовитого океана. Но есть и другие проекты, может быть, не столь широко известные и распиаренные, но не менее важные для якутян. Об этом корреспонденту сетевого издания Sakhapress рассказали в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).
«Для повышения транспортной доступности в национальной программе детально прописан план реконструкции дорог местного значения.
Так, предусмотрено приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, улично-дорожной сети в четырех городах: Алдан, Ленск, Мирный, Нерюнгри.
Общая протяженность улично-дорожной сети населенных в этих городах с численностью населения более 20 тыс. человек составляет 304 км, из них соответствующие нормативным требованиям 135,8 км или 44,7%.
Для увеличения этого показателя до 85 % от их общей протяженности, что составит 258,4 км, необходимо отремонтировать 122,6 км.
Общая потребность средств из федерального бюджета на эти цели составляет – 2,57 млрд.руб.
Реализация данного мероприятия даст профилактический эффект снижения количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети городов Республики Саха (Якутия).
Также программой предусмотрено приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 324 километра улично-дорожной сети в г. Якутске.
Таким образом, к 2024 году доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, составит 85,3 %
Кроме того, планируется приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям 1 107,72 километра региональных дорог.
К 2024 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности составит не менее 40,63 процентов % (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.)
Также будут реализованы мероприятия по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог, повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения и проектов по реконструкции ремонтонепригодных мостов.
Начиная с 2025 года на территории республики начнут приводить в нормативное состояние 5,9 тысяч километров автомобильных дорог местного значения, обеспечивать транспортной доступностью 44 населенных пункта, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона».
Национальная программа развития Дальнего Востока позволит нашей республике максимально расширить круглогодичную транспортную сеть для обеспечения завоза грузов, в особенности в арктические и северные районы Якутии.
Транспортная доступность республики заметно возросла и продолжает развиваться, благодаря воплощаемым в жизнь новым проектам и программам.