10:57 29.10

Петр Гоголев: "Стратегия развития Арктической зоны РФ обозначает четкие приоритеты государственной политики"

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Гоголев прокомментировал утверждение Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Президентом России Владимиром Путиным, четко и ясно ставит цели и приоритеты государственной политики, оценивает состояние и значение Арктики как с позиции жизни в этом макрорегионе, так и обеспечения национальной безопасности и геополитических интересов нашей страны.

В актуальной повестке и текущей работе парламента Якутии всегда присутствует тема развития Арктики. Более половины нашей республики отнесены к сухопутной территории Арктической зоны, что объективно диктует специфику специальных подходов к ее социально-экономическому развитию. В свое время Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) активно включилось в работу над проектом Стратегии развития Арктической зоны РФ. В 2019 году мы инициировали проведение в Якутске выездного заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, круглого стола профильного комитета Государственной Думы по «арктической» модели здравоохранения. Принимали самое активное участие на парламентских слушаниях, организованных Советом Федерации в октябре. Выступили соорганизатором II Северного форума по устойчивому развитию, в рамках которого впервые провели парламентскую сессию с участием представителей палат Федерального Собрания, законодательных органов арктических регионов России и зарубежных стран. Многие наши предложения, озвученные на площадках Федерального Собрания, отражены в итоговом документе.

Мы последовательно ставим вопросы необходимости учета специфики Арктики в вопросах социальной сферы и жизнеобеспечения, что предполагает решение типовых правовых пробелов, основанных на недостаточном учете объективных факторов хозяйственной деятельности в Арктике. Прежде всего, распространение ограничений, закономерных в условиях центральной части России, но невыполнимых в условиях Арктики и ведущих к существенному удорожанию итак непростой жизни северян. Например, в части организации закупок для муниципальных нужд в малонаселенных и труднодоступных арктических селах.

Отрадно, что в принятой Стратегии мы увидели достаточно четко сформулированные задачи по решению ряда таких проблем, в первую очередь, предусматривающих законодательное решение. Это совершенствование механизмов финансирования оказания медпомощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной доступности, установление отдельных нормативов численности медработников. Фактически речь идет об особой «арктической» модели здравоохранения.

Кроме того, в целях обеспечения доступности государственных услуг для населения арктических территорий предполагается разработка схем оптимального размещения объектов социальной инфраструктуры, установление для Арктической зоны особенностей законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Важными направлениями являются совершенствование механизмов субсидирования магистральных, межрегиональных и местных авиаперевозок в Арктике, создание системы господдержки завоза в отдаленные населенные пункты топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров.

В Стратегию вошел ряд предложений, выработанных совместными усилиями в рамках работы над федеральным законом о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктике, в частности разработка и реализация программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

До 2024 года также поставлена задача создания государственной системы мониторинга и предупреждения негативных последствий деградации многолетней мерзлоты, что считаю должно придать импульс в сторону принятия федерального закона о рациональной использовании и охране вечной мерзлоты, на чем давно настаивает парламент Якутии.

Утверждение Стратегии не ставит точку, а наоборот позволяет нам активизировать нашу работу. Важно далее работать над практической реализацией ключевых положений Стратегии, добиваться, чтобы эти задачи наиболее полно и детально были раскрыты в Плане мероприятий по реализации Стратегии, который Правительство РФ должно подготовить в трехмесячный срок.

Пресс-служба Ил Тумэна
Наш канал в Telegram