19:24 22.11

Невыдуманные истории: Жертвенницы, или Жертвы домашнего абьюзера

Бил в порыве животной ярости до тех пор, пока его не спугнули случайные прохожие, они-то и вызвали скорую. Дочь до сих пор в больнице после тяжелой операции, один глаз врачам не удалось спасти

25 ноября в мире отмечается День борьбы против насилия по отношению к женщинам. В нашей стране почему-то предпочитают эту дату не замечать, хотя жертв домашнего насилия – как сейчас говорят «абьюза», в России полным-полно. Причем, как считают психологи, жертвой абьюза не обязательно становятся слабые, не уверенные в себе. Или некрасивые… Зачастую жертвами становятся и с виду довольно успешные женщины. Они сами выбирают такие токсичные отношения.

Сегодня я хочу написать об отношениях женщин с заключенными, раньше их называли «заочницами», сейчас – «ждулями». Эти женщины ради зеков готовы на многое: взять большой кредит, чтобы нанять адвоката, молчать о заражении ВИЧ, они приезжают в тюрьмы с гостинцами, иногда даже приносят запрещенные вещи. Они строят планы на совместное будущее и выходят замуж за зека, чтобы иметь право на семейные свидания.

Стать жертвой мошенника-зека, который знает, на какие точки надавить, чтобы «ждуля» была согласна на всё, может практически любая женщина: и образованная, и без образования, и красивая, и малосимпатичная. По сути, это самое настоящее эмоциональное насилие или абьюз. Выйдя на волю, такой абьюзер становится настоящим домашним тираном.

Вот две невыдуманные истории из жизни.

Несколько лет тому назад моя приятельница снимала квартиру в одной из хрущёвок в центре Якутска. Когда-то в этом доме жили обкомовские работники. Хозяин, пожилой мужчина интеллигентного вида, отдав ей ключи, сразу предупредил, чтобы никому не открывала: мол, может явиться бывший зять, муж дочери, весьма агрессивный молодой человек, который ко всему прочему имеет нелады с законом. А если будет ломиться, тогда лучше сразу вызвать полицию.

И действительно, через какое-то время молодчик тот пришел, не запылился, и не один, а с двумя дружками. Поначалу подруга, как и было велено, долго не открывала им двери, но тот не унимался: звонил, стучал и даже пинал и без того хлипкую дверь, которая под таким напором грозилась треснуть и обвалиться. Так что, в конце концов, пришлось открыть, чтобы хулиган удостоверился в том, что в квартире действительно проживают чужие люди.

А спустя месяц приятельница идет к хозяевам, чтобы отнести арендную плату, и узнает от несчастных стариков страшную новость. Оказывается, отморозок, недавно вышедший из колонии, подкараулил их дочь возле ее работы, уволок в безлюдное место и жестоко избил лежащую на земле женщину ногами, обутыми в тяжелые ботинки. Бил в порыве животной ярости до тех пор, пока его не спугнули случайные прохожие, они-то и вызвали скорую. Дочь до сих пор в больнице после тяжелой операции, один глаз врачам не удалось спасти.

Моя приятельница была шоке от услышанного, потому что видела и знала эту молодую женщину.

- Знаешь, она настоящая красавица, высокая, стройная, врач по профессии, закончила институт с красным дипломом. Родители -- бывшие партийные работник, она единственный любимый ребенок, так сказать, родилась с серебряной ложкой во рту, ее ждала аспирантура. А она, вопреки воле родителей, связалась с этим маленьким, страшненьким парнем, не знаю, где она его вообще откопала… Видела его – дегенерат в каком-то поколении, злобный карлик, -- недоумевала моя подруга. – Причем, когда муж в первый раз попал в места не столь отдаленные, она таскалась к нему с передачками, поддерживала, надеялась, что по выходе из колонии тот остепенится, найдет работу, и они втроем (к тому времени у них уже был сын) заживут счастливой жизнью. Она никого – ни родителей, ни остальную родню, ни подруг и знакомых – не слушала и твердила одно: Валера хороший, это трагическая случайность, его подставили….

Так иногда какая-либо женщина пытается перевоспитать закоренелого алкоголика: беспрерывно таскает по врачам, целителям, психологам и прочим, оплачивает немалые деньги, отрывая от семейного бюджета и детей, читает нотации, постепенно превращаясь в мамочку великовозрастного мужа, старея на глазах и сама становясь неврастеничкой, потому что борьба эта долгая, иногда длиной в саму жизнь и, к сожалению, не всегда заканчивается победой, чаще – поражением. И только тогда бедная женщина, жена алкоголика, понимает, что овчинка не стоила выделки и вся жизнь спущена в унитаз, и самое главное – не только своя жизнь, но и жизнь детей.

Конечно, бороться за мужа можно, но только до определенной черты. Если он бесконечно срывается, думает только со себе любимом и не желает расставаться с вредными привычками, в таком случае женщина обязана сделать выбор в пользу себя и детей, а не пускать жизнь коту под хвост ради жалкого эгоиста. Это единственно верный вариант.

Если честно, я вообще не понимаю женщин, которые связывают жизнь с такими мужчинами – алкоголиками или просто пьющими и, тем более, с зеками. Бывают, конечно, исключения, когда ждут мужа, отца детей, который не является конченным рецидивистом – это можно понять. А как понять женщин, которые целенаправленно знакомятся, ездят на зону, переписываются, верят в их лживые обещания и приводят бывших зеков домой, к своим маленьким детям. И даже оставляют маленьких девочек наедине с такими мужчинами и уходят на ночную смену. Это что, святая наивность или та же святая вера?

В нашей школе была молодая учительница, симпатичная, длинноногая, почти модель. И вот она тоже влюбилась в «плохого мальчика», а когда юноша загремел в колонию, хранила ему верность, таскалась с тяжелыми сумками на свидания и очень сердилась на коллег, которые из добрых побуждений советовали бросить его и выйти замуж за другого парня. Дождалась и где-то года два еще вытирала ему сопли, лечила ему расшатанные в тюрьме нервы, родила дочку. И что в ответ? Дождалась благодарности? Была счастлива? Да ни разу! Пожил все это время на ее шее, пока снова не попал в зону, на этот раз надолго. И только тогда она поняла, что все были правы – и мама с папой, друзья-подруги, и коллеги. Осталось сожаление о напрасно потраченных годах.

«Человека можно перевоспитать, как говорил классик, только тогда, когда он лежит поперёк лавки, а потом только принимать его таким, какой он есть. Или же не принимать… Ведь каждый сам в ответе за свою жизнь. И женщины – не реабилитационный центр для мужчин, они не должны возиться с ними, нянчить их, изменять их и ухаживать за ними», – эти слова принадлежат актрисе Джулии Робертс. И она абсолютно права.

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА. SAKHAPRESS
Наш канал в Telegram