11:49 07.12

Максим Шириков: "Сложно говорить о том, почему парни из Магадана решили срезать путь и поехали по заброшенному тракту"

Помню, как холодело сердце, когда я улавливал на очередном подъёме новые нотки в работе двигателя своего авто, молясь лишь об одном: только бы не сломаться!

Известный в Якутии путешественник, предприниматель, блогер, владелец Установочного центра "Maxim" Максим Шириков @maximshirikov прокомментировал трагедию, которая произошла в Оймяконском районе Якутии.

"Узнал о трагедии на староколымском тракте. Молодые парни выехали из Якутска в Магадан и поехали не через Усть-Неру по ФАД «Колыма», а решили срезать путь через Томтор, по заброшенному старому колымскому тракту... Сложно говорить, не зная подробностей о мотивах такого решения, но итоги весьма плачевны: один замёрз насмерть, второй с сильными обморожениями доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

Как готовиться к таким поездкам?! Что нужно предпринимать властям, чтобы такого не допустить?

Я сам уже пять лет езжу по этим направлениям. Помню, как в первый раз поехал на своей машине с туристами в Оймякон. Несмотря на то, что меня очень подробно проинструктировали, дали спутниковый телефон, зарегистрировали поездку в МЧС, но мне все равно было страшно съезжать с «федералки» в сторону Томтора, где редко встретишь другую машину.

Помню, как холодело сердце, когда я улавливал на очередном подъёме новые нотки в работе двигателя своего авто, молясь лишь об одном: только бы не сломаться! Помню, как я не мог найти нужный съезд из Томтора в Оймякон, несмотря на наличие навигатора и подсказок «знающих людей» по телефону. А просто тогда банально даже таблички не было, куда ехать и где съезжать... Не особо и сейчас что-то изменилось в лучшую сторону...

Со временем, конечно, привыкаешь ко всему. Хотя можно ли привыкнуть к холоду и нашим дорогам, сколько бы ты по ним не ездил, это вопрос философский. Я так и не привык. Но я стараюсь к этому подготовиться, а по возможности и приспособиться.

Конечно, начинал я не с нуля. Уже давно достаточно подкованные суровыми условиями якутских зимников водители нашей компании @visityakutia.com поделились своим опытом, кое что у меня было в закромах, кое что я усовершенствовал или доработал сам.

Итак, вы собрались ехать зимой по нашим дорогам?!

1. Утеплите свой авто, обязательно прокатитесь на нем до начала своей поездки, проверьте как ведёт себя автомобиль, залит ли антифриз нужной консистенции, не греется ли машина на ходу или на холостых оборотах. Узнайте особенности поведения своего авто на морозе. Например, двигатель 3s при сильном морозе может выплюнуть масло через щуп или выдавить сальник двигателя из-за замерзшего сапуна.

Лично я на зиму на "Крузаке" делаю забор воздуха из-под двигателя, затыкая отверстие под крылом, где находится воздушный фильтр и всегда чищу сапуны на машинах. На "Делике" менял его на силиконовый. На своём "Хайсе" в салон я поставил сухой фен «вебасто» - это и третья печка, если будет прохладно в машине, и обогрев пассажиров, если случится какая-либо поломка, не позволяющая оставить работающий двигатель.

Так же я вожу с собой портативный гараж, полностью закрывающий мой авто снаружи (смотри фото).

По моим расчетам, при таком утеплении и вебасто, я смогу держать плюсовую температуру в салоне авто от 8 до 12 часов. И имея при себе спутниковый телефон, я думаю, помощь должна подоспеть вовремя.

2. Берите с собой тёплую одежду. На ноги идеально валенки (большего размера) или якутские унты (торбаса). Вся эта чертова заграничная обувь с этикеткой -70 вас не спасёт! Проверено на многочисленных туристах из Европы и Америки. Что только они не берут с собой в поездку, а заканчивается все банальным переодеванием в валенки, которые мы всегда берём с собой для каждого туриста.

Верхней тёплой одежды сейчас много. В пятом баске я, кстати, замёрз, хотя пишут, что он до -50. А вот в баске, который изнутри прошит плотным термо-утеплителем (по типу сумок-холодильников, которые держат хорошо и холод, и тепло в зависимости какие продукты вы туда положите), вполне себе тепло и в -60!

Термобелье, шерстяные носки, варежки и тёплая шапка из натурального меха - это обязательные атрибуты зимней экипировки. Помните, даже если вы и в этом замерли, то нужно начать ходить. Если сломался автомобиль и нет возможности его починить, то он уже не место вашего спасения, а скорее наоборот. И если до ближайшего населённого пункта 20-40 километров, вы смело можете дойти пешком, а по пути ещё и согреться.

Однажды я попал в такую ситуацию, будучи ещё ребёнком. Мы поехали на санях, запряженными лошадьми на протоку добывать лёд. По дороге замёрзли ноги и растирания мне не помогали, тогда мой дядя сказал: «Беги домой!» Я сначала испугался, что мне придётся километров семь возвращаться одному по просёлочной дороге, но он был настойчив, и я побежал...

Минут через двадцать стал потеть от нахлынувшего тепла в теле, ещё чуток погодя согрелись и ноги, а когда я добрался до дома был уже мокрый, румяный и счастливый, с шапкой набекрень. А вот если до пункта больше 40 км, тут уже тёплая одежда может не спасти, так как без отдыха и сна вам добраться будет уже гораздо тяжелее. Тогда вам нужен огонь.

Самый простой способ - это горючее. Китайские газовые баллоны не в счёт, они моментально замерзают и при -10 градусах. Нож или легкий топор в дорогу нужно брать обязательно. Потренируйтесь на даче или в лесу недалеко от дома разжигать костры подручными средствами. У меня так друг всегда репетировал перед предстоящими совместными поездками по зимникам Якутии.

Правда и без забавных моментов тоже не обходилось. Однажды он прилетел ко мне в Тикси и привёз с собой модный лёгкий импортный топор и торжественно мне его подарил, ну типа в дороге пригодится. В тундре...

Фото Максима Ширикова

Продолжение следует

SAKHAPRESS
Наш канал в Telegram