11:38 08.12

Максим Шириков: "Сложно говорить о том, почему парни из Магадана решили срезать путь и поехали по заброшенному тракту" (Окончание)

380 км я тащил умерший автомобиль по перевалам Верхоянских хребтов. Скажу честно, это было страшно, приходилось срезать углы серпантинов, потому что крутить рулем на замерзающем авто было очень тяжело

Sakhapress продолжает публикацию материала известного в Якутии путешественника, предпринимателя, блогера, владельца Установочного центра "Maxim" Максима Ширикова @maximshirikov. Напомним, он прокомментировал трагедию, которая произошла в Оймяконском районе Якутии. Первую часть можно прочитать тут.

3. Не верьте навигаторам! Однажды Maps.me из Москвы в Якутск повёл меня через Братск по зимникам. Хорошо, что я знаю правильную дорогу, а то мог бы влипнуть, сокращая свой путь. Яндекс однажды потащил меня из Улан-Удэ в Читу не по федералке, а по короткой местной дороге. Но в этот раз я рискнул и поехал по ней, было интересно посмотреть, что это за направление, хорошо, что я был на Крузаке... Такую паршивую гравийку даже у нас в Якутии поискать надо. Про Монголию я вообще молчу, там любой навигатор - это наш Иван Сусанин. Ну а Гугл, если вы забьете маршрут Якутск-Магадан поведёт вас по уже несуществующей старо-колымской дороге на костях, где, собственно, и случилась эта трагедия.

4. Предупреждайте близких куда и когда вы едете, звоните им как только появится связь и говорите своё местоположение и куда вы направляетесь теперь. Какие планы у вас на ближайшее время, до какого населённого пункта вы собираетесь доехать сегодня и где планируете ночевать. Спутник, трекер, регистрация поездки в МЧС (если вы едете не одни или экстрималите) вам будет только на пользу.

5. Помните о «точке невозврата», если от начала вашей последней заправки вы потратили половину своего запаса топлива, а дорога впереди все хуже и хуже и нет точной информации, что впереди будет заправка и нет встречного транспорта, для уточнения обстановки - это серьезный повод вернуться обратно и ничего зазорного в этом нет. При больших расстояниях между заправками, хорошо бы иметь пару канистр запаса.

Представьте ситуацию. Между Усть-Нерой и Сусуманом 400 км. Заправок между этими точками нет. Вам хватит топлива? (Ну обычно бака хватает на 500-600 км.). Ответ - да. А если вы прокололи колесо или сломались на середине пути?! На сколько тогда хватит ваших запасов? На 5-6 часов стоянки с заведённым двигателем?! Даже если вы почините колесо или неисправность, хватит ли вам топлива добраться до ближайшей заправки? И не лучше ли вернуться обратно, если топливо на исходе, а вы проехали меньше половины пути?!

На своём 105-м Крузаке я установил три топливных бака общим объемом в 350 литров и запасом хода примерно в 1800 км. И то, когда я поехал в Тикси (расстояние между заправками было 500 км), я ещё дополнительно взял с собой 200 литров бензина, на случай пурги и не ошибся, так как два дня в пути мы пурговали (см фото). Итак: 240 литров бензина в двух баках (плюс ещё в том, что в каждом свой насос и если один вышел из строя, можно переключить на второй и добраться до ближайшего тёплого гаража, чтобы заменить неисправный бензонасос). И ГБО с баллоном полезной ёмкости в 110 литров.

6. Ломался ли я в дороге?! И что делать?! Посмотрите на фото. И я ломался, и напарники ломались и сами в пути выручали других водителей. У меня с собой инструменты, запасной бензонасос, запчасти на «слабые места» того или иного автомобиля. В дороге всегда помогает взаимовыручка, смекалка и профессионализм водителей. Однажды лопнул радиатор на одной из наших "Делик" в рейсе Магадан-Якутск. 380 км я тащил умерший автомобиль по перевалам Верхоянских хребтов.

Скажу честно, это было страшно, приходилось срезать углы серпантинов, потому что крутить рулем на замерзающем авто было очень тяжело, в подъемы перегревался мой мотор и приходилось стоять, остужая двигатель. Мой напарник замерзал в своём авто в -45 мороза и периодически мы менялись местами, он грелся у меня, а я охлаждался у него.

Почти каждый дальнобойщик останавливался и предлагал помощь. Меня самого притаскивали и на манипуляторе и оказывали помощь в дороге, да и мы спасли не одну легкомысленную голову на зимниках Якутии.

7. Какие бы напутствия я дал нашей республиканской власти?! Ставьте указатели и знаки! На наших дорогам очень легко запутаться. В дороге должна быть сотовая связь! Дальше Томтора дорога идёт только пару десятков километров и все! А знака, что дальше тупик - нету! И это не первые ребята, что уехали не туда! Даже наши местные водители плутают, я знаю пару таких историй, слава Богу, закончившихся хорошо.

Сотовая связь на протяжении 156 километров Кюбюме-Томтор берет только в паре мест и, в основном, только Билайн. Нет ни одного пункта помощи, как сделали в Магаданской области. А ведь я всегда пишу об этом и мне даже как-то раз неофициально писали из ГИБДД с просьбой отправить им фотографию такого пункта спасения. Для чего?! Посмотреть и забыть?! А ведь внутри него тепло, есть сотовая связь и питание. Стоят они каждые 50 км. Даже если вы сломаетесь ровно по середине, тепло одетый человек 25 километров пройдёт довольно легко, вызовет помощь и спокойно дождётся ее в таком тёплом пункте спасения.

В конце хочу вам всем сказать главное: куда бы вы не поехали, с кем бы вы не поехали, в любой дороге при любом раскладе надеяться нужно не на звонок в МЧС, не на напарника или проезжающий транспорт. Надеяться нужно только на себя! Запомните: ваша жизнь в ваших руках!

SAKHAPRESS
Наш канал в Telegram