Помимо развития авиаперевозок, в республике особую значимость получила реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Так что времена, когда пели: «только самолётом можно долететь», остались уже в прошлом. Напомним, что Президентом страны в соответствии с «майским» Указом от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед дорожной отраслью поставлены новые амбициозные цели и задачи, решение которых реализуется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Благодаря нацпроекту к 2024 году планируется увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 40,63% (или 5132,39 км), доведение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям в городской агломерации «город Якутск» до 85,3% (или 323,80 км).
Реализация нацпроекта «БКАД» затронула всех жителей республики. По всей Якутии прокатилась волна ремонтных и капитальных работ, строительства мостов, дорог. Так или иначе, эффект от повсеместной реализации нацпроекта видят все, и если раньше только ленивый не ругал наши дороги, то сейчас ситуация в корне изменилась. Судите сами. Вот что говорят водители:
Алексей, таксист:
- Сейчас дороги стали намного лучше! Едешь в сторону Приморья – как будто и не в Якутии! Разница налицо.
Сергей, автолюбитель из Якутска:
- Всё-таки БКАД и правда работает. Улицы города изменились, вот еще бы до окраин добрались, было бы вообще прекрасно! Но Ил Дархан сказал, что доберутся, значит, так и будет!
В своём ежегодном Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Глава Якутии Айсен Николаев отметил, что по объему дорожных работ 2020 год стал беспрецедентным: введено почти 550 км автомобильных дорог разного уровня. Ил Дархан подчеркнул: «Небывалые в истории республики дорожные работы должны навсегда изменить запрос общества к качеству и безопасности автомобильных дорог. Десятилетиями мы все мирились с плохими, иногда просто непроходимыми и непроезжими дорогами. Мирились с улицами в городах и селах, которые порой трудно даже так назвать. И сейчас ни один рубль не должен быть закатан в некачественный асфальт! Ни один день короткого строительного сезона не должен быть упущен из-за плохой организации дорожных работ».
Действительно, невозможно не отметить, что суровые климатические условия значительно влияют на эксплуатацию автомобильных дорог, расположенных на вечномерзлых грунтах. В условиях экстремальных перепадов температур происходят процессы, связанные с оттайкой и заморозкой земляного полотна, что приводит к разрушению основания автомобильных дорог.
Кроме того, в связи с коротким строительным сезоном, длящимся с апреля по конец сентября, приходится максимально быстро проводить строительные и ремонтные работы. В связи с необходимостью сохранения вечной мерзлоты для предотвращения разрушения дорожного полотна приходится проводить большой объем дополнительных работ.
Ежегодно на территории республики с конца октября прокладываются сезонные автомобильные дороги общего пользования, которые обеспечивают связь со столицей республики сухопутным (наземным) путем. Значимый объем социально-значимых товаров, топливно-энергетические ресурсов доставляются в северные и арктические районы именно в период действия зимника. От состояния автомобильных дорог в районах Крайнего Севера в значительной степени зависят жизнеобеспечение, возможности развития экономики и повышения качества жизни населения этих районов. В зависимости от температурных условий срок действия таких сезонных дорог заканчивается большей частью в середине апреля.
Сложные условия устройства и содержания зимников (полярные сумерки и ночи, низкие температуры воздуха, сильные метели и снегопереносы) значительно увеличивают объемы работ по прокладке и содержанию дорог.
О том, как в наших экстремальных условиях ведутся дорожные работы, корреспонденту сетевого издания SAKHAPRESS рассказали в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия):
«Сегодня в Якутии ремонт дорожного полотна в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ведется с применением инновационных технологий. Материал, который укладывают на дороги, состоит из двух слоев. Первый, толщиной в шесть сантиметров, крупнозернистый. Второй, пятисантиметровый, мелкозернистый. Общая толщина дорожного полотна составляет 11 сантиметров.
Особые требования предъявляются и к асфальтобетону. Его производят в городе Покровске в Хангаласском районе Якутии. Каждый час завод изготавливает по 120 тонн готовой продукции, рецепт которой разработан и одобрен учеными. Он состоит из разных материалов – щебень разной фракции, мелкий, крупный, битум и минеральные порошки.
Чтобы трасса прослужила максимально долго, дорожники предварительно готовят дорожное полотно, на которое укладывают асфальт. Для этого применяется специальная машина, так называемый ресайклер, которая хорошо зарекомендовала себя на федеральных магистралях и сейчас впервые применяется на дорогах республиканского значения. Ресайклер собирает верхнюю часть старой дороги и перемешивает её с цементом. Следом идет каток, который превращает получившуюся массу в ровное дорожное полотно».
В своём Послании Айсен Николаев призвал дорожников не снижать планку: «Продолжатся работы на федеральных дорогах. По национальному проекту «Безопасные и качественные автодороги» отремонтируем 200 км региональных дорог. В городе Якутске запланирован ремонт более 24 км улиц. Начнутся масштабные работы на главном проспекте столицы. Его реконструкция изменит облик исторического центра города, он станет достойным символом нашей столицы! Работы по укладке дорожного полотна на проспекте Ленина должны начаться уже в 2021 году» - подчеркнул ИЛ Дархан.