Ида до девятого класса жила в деревне с бабушкой, женщиной строгой, не склонной к сантиментам, к тому же вечно занятой (Анисья Васильевна была единственным медработником в довольно большой деревне и постоянно была то на вызовах, то принимала больных в медпукте), но в глубине души доброй и любящей. Сейчас, оглядываясь назад, Ида понимает, что это были лучшие годы в ее жизни.
В их небольшом деревенском дом сияла стерильная чистота и было очень уютно. И всегда пахло вкусной едой – наваристым супом с домашней лапшой или приготовленными в духовке жирными карасями, домашней выпечкой. Подружки, приходя в гости, все как одна восклицали: «Как у вас хорошо, тихо!»
А Ида, наоборот, завидовала им, ведь они все росли в полной семье, с братьями, сестрами, и самое главное – у них были отцы. У них же была чисто женская семья. Ни мать, ни бабушка никогда не выходили замуж, хотя могли бы…
Бабушка Анисья, правда, с годами, стала несколько мужеподобной: говорила приказным тоном, ходила размашисто, одевалась небрежно. Но и она, если судить по фотографиям, была в молодости довольно симпатичной девушкой, притом довольно высокой и статной для якутской девушки. Не говоря уже об очень нужной в селе профессии фельдшера, все старались угодить нужному человеку: наколоть дрова, подвезти до райцентра, починить что-либо, угостить дарами природы… Но почему-то осталась одна, и об отце своей единственной дочери Айыыны не распространялась.
С мамой в семнадцатилетнем возрасте случилась беда: ее жестоко избили одноклассницы, приревновав к парню. Причем, парнем был не кто иной, как молодой учитель физкультуры, совсем недавно приехавший работать в сельскую школу. Тот, действительно, был парнем хоть куда – высокий, с отличной фигурой, озорными черными глазами.
С приездом холостого перспективного жениха почти все молодые, в том числе и совсем юные селянки, словно сошли с ума. А он почему-то положил глаз на тихую 17-летнюю Айыыну, хотя назвать первой красавицей Идину маму было нельзя, были на селе девушки намного красивей и шустрей.
Парня вызывали в районо, велели оставить несовершеннолетнюю девочку в покое, грозились уволить, в конце концов перевели в соседнее село, но скромная девушка, видать, сильно запала в его сердце, он все равно тайком приезжал к ней, писал письма…
И тогда все обратили внимание, как много в этой простой на первый взгляд девчонке женского очарования и прелести, заметили ее грациозную походку, длинную шейку, гибкую талию и роскошную гриву волос. Это был ее триумф, ее весна, любимый ждал выпускных экзаменов, чтобы увезти в свой район, познакомить с родными. Но вместо этого она оказалась в больнице с наголо обритой головой и с трудом узнавала родную мать… Вопреки всему выжила, а выйдя из больницы, наотрез отказала жениху. Хотя его вины в том, что произошло с ней, не было никакой.
После этого она не сблизилась ни с одним парнем и ближе к 30-ти, как и ее мать, неизвестно от кого родила девочку, которую назвала Аидой. Девочка помнила, как она всегда ждала приезда матери, чаще всего это происходило под Новый год. В доме уже стояла украшенная ёлка, мама, молодая, нарядная, привозила яблоки и апельсины с мандаринами – с тех пор запахи этих фруктов и настоящей ели олицетворяли для Иды запах семейного счастья...
В последние годы ее жизни в деревне бабушка стала прихварывать, болели ноги, спина, и Ида оказалась в Якутск. Бабушка отправила девочку в город к матери, так как стала болеть, часто ложилась в больницу, к тому же девочке, которая училась в 9-м классе, пора было задуматься о выборе профессии.
В новогодние праздники они с матерью собирались в деревню, но неожиданно бабушка заболела и попала в больницу, ехать было некуда. Праздничное настроение куда-то пропало, и тут случилось неожиданное: под самый праздник исчезла мать. Утром ушла за елочкой и продуктами к празднику… и не вернулась домой. Тогда сотовые телефоны были не у всех.
Куда звонить, к кому обращаться, Ида не знала. У матери не было ни одной близкой подруги, а звонить в милицию девочка побоялась. Так и уснула. Утром мать не объявилась, тогда девочка позвонила к бабушке в больницу, там вняли ее слезам и позвали бабушку к общему телефону. К ее удивлению, бабушка не особо забеспокоилась о пропаже дочери, только сказала: поищи деньги, купи себе еды, сладостей, можешь позвать какую-нибудь подружку, мать придет, никуда не денется.
На холодильнике девочка нашла деньги, как будто специально оставленные для нее и накупила всякой всячины. Возле магазина встретила свою одноклассницу Ланку, жившую в соседнем доме, и как бы невзначай позвала в гости. Та почему-то сразу согласилась и вечером вправду пришла. Ей, куда подевалась мать, говорить не стала.
Лана же тут же вывалила свои семейные секреты: отец празднует третий день, и на этой почве в доме скандалы и даже драки, старшие брат и сестра ушли к друзьям, и как же ей повезло, что ее позвала Ида. Так у нее появилась первая городская подруга...
Продолжение следует
От редакции: все имена героев изменены, совпадения случайны