В пятницу в управе Промышленного округа с отчётом о работе администрации Якутска побывал и.о главы Евгений Григорьев. Отчёт транслировался соцсетях и на платформе zoom.
Сложная территория
Управа Промышленная по территории одна из самых больших в столице. Здесь есть участки с каменными новостройками и хорошей инфраструктурой, но большая часть - деревянный ветхий и аварийный жилищный фонд. Это старые двухэтажки, частный сектор, включая самострои, ежегодно заливаемый водой Даркылах, где давно уже все дома выкуплены государством и давно никто не должен жить, но, но как будто никто и не выехал…
Отдельного упоминания стоит район ГРЭСа, в котором изначально концентрировались промышленные предприятия Якутска, рабочие общежития – еще со времен Союза, сложный в социальном и даже в криминальном отношении район.
Жизнь здесь хоть и меняется к лучшему, но, пожалуй, слишком медленно. Отчёт Евгения Григорьева в зале слушали внимательно - чувствовалось, что люди сюда пришли за помощью и конкретными решениями.
В ожидании сноса
Лишних и философских вопросов никто не задавал, говорили по делу о самом для них важном. Первой обратилась бабушка: «У нас дом по улице Дзержинского, он аварийный скоро его будут сносить. Хочу узнать, сколько будет стоить наш квадратный метр. Я понимаю, что этой суммы не хватит на покупку нового жилья. Мне 70 лет ипотеку ни один банк не даст, да и не нужна она мне».
Волнуясь добавляет: «Я газеты читаю там написано 28 тысяч рублей, а у меня квартира всего 27 квадратных метров, что могу я на эту сумму приобрести…»
Евгений Николаев просматривает документы: «По информации департамента жилищных отношений ваш дом стоит на расселение до 2022 года, верно? С какого года оформлена квартира в собственность?»
-С 1993 года.
-Наталья Борисовна, как я понимаю, вы хотите получить своё не деньгами, а квартирой. В таком случае вы пишите заявление в ДЖО, где отказываетесь от денежной компенсации и пишите, что вам нужна квартира. Здесь нет никаких проблем. Вы её получите рамках программы за 2022 год.
Достали мыши и крысы
Микрофон переходит в руки следующей женщине. Она со слезами на глазах рассказывает о своих горестях: «Я из этого же дома, только квартира муниципальная. Всё сыпется, рушится. Соседний магазин нас топит. Трубы текут, батареи висят, грибок. Вокруг мыши, крысы - не знаем, что делать!? Может нас переселят, переведут с 2022 года на 2021 год?
Евгений Григорьев обнадёживать её не стал: «Увы, раньше вас переселить невозможно. Вы находитесь в программе текущего года и ваш дом уже сдвинули с 2022 на 2021 год. На этом этапе , если кто-то хочет взять деньгами - может это сделать, но квартиры вы получите до 31 декабря 2022 года - таков закон. Сейчас получали жильё люди, которые были в этапе 2019 года. Те кто был в этапе 2020 года получат жильё до 31 декабря 2021 года. После ваша очередь.
«Я бы и взяла деньгами, но квартира у меня муниципальная» - сетует женщина.
«В вашем случае, я полагаю, лучше оставаться в муниципальном жилом фонде и гарантированно получить муниципальную квартиру» - говорит Григорьев.
«А если я не хочу новую квартиру! Я готова пойти и на вторичный рынок жилья, но лишь бы поменять жильё сейчас» - продолжает она.
«Я согласен с тем, что ваша проблема стоит очень остро и разделяю с вами эту боль. Но вынужден констатировать, что перешагнуть через закон мы не можем. Пока можем предложить в маневренный фонд» - отвечает и.о главы.
Переселяться в маневренный ни у кого желания не возникло. Группа поддержки за её спиной перешептывается - всё временное становится постоянным, с советских времён это так.
Банный вопрос
Слово тем временем взял другой житель Вячеслав Сидоров: «Округ у нас большой - много частных неблагоустроенных домов. Возможно ли здесь построить муниципальный, либо частный банно-прачечный комплекс, чтобы можно было ходить семьями, и помыться и постираться?»
Евгений Николаевич отвечает: «Как показывает опыт Якутска, частный бизнес хорошо работает в этой сфере, и, если есть у какого-то предпринимателя желание работать в Промышленном округе мы его поддержим: поможем определиться с земельными документами, территориальным планированием. Но это должна быть частная инициатива. Здесь есть перспективы для частного предприятия».
Погорельцы в тесноте
С места с очередной печальной историей встает молодая красивая женщина- Анна Габышева. 10 февраля в доме по улице 50 лет Советской армии произошёл пожар. В 1-м подъезде полностью сгорел второй этаж, первые этажи залило во время тушения. Жить там сейчас невозможно. Жильцы дома подали заявление о признании дома аварийным, но попадут ли он в этап 2021 года и как можно ускорить процесс переселения?
«По маневренному фонду нам предоставляется временное жильё. Из выбора только здание школы по Чернышевского, которое совершенно не обустроено и по Лонгинова 58. У меня четверо детей и родители – как жить?» - говорит Анна Габышева.
«Прежде ваш дом не был аварийным» - подумав, отвечает ей Евгений Григорьевич: «Признание его аварийным текущей датой не позволяет вас включить в этап этого года. Поэтому ваш дом в течение месяца будет признан аварийным, и он будет ожидать своей очереди в рамках следующего этапа. Что касается маневренного фонда - его действительно катастрофически не хватает, а тот что имеется - далёкие от комфорта общежития коридорного типа. Мы пытаемся его развивать сейчас по соглашению с МВД нам передано здание по Пирогова 5\1 – его будут обустраивать».
Взять на баланс!
Вопрос задаёт директор Якутского коммунально-строительного техникума: «Дважды участвовали в народном бюджете построили спортивную площадку и сквер. Но Промышленный округ не обращает внимание на них, а поддерживать самостоятельно два объекта очень сложно».
Глава управы объясняет ситуацию - ни сквер, ни площадка не переданы на баланс округа по закону обслуживать его не могут.
«Мы должны их обслуживать и будем. Поднимите документы и примите в оперативное управление площадку. А сквер мы обязаны обслуживать по умолчанию - он находится на территории города» - обращается к главе управы Григорьев.
Ночь, улица, фонарь, собака…
Жительница дома № 86\2 по улице 50 лет Советской армии поднимает ворох проблемных вопросов: к дому, где находятся общежития ведут две грунтовые дороги, которые в распутицу превращаются в две большие лужи – надо отсыпать и пройтись грейдером. Плохо освещается дорога от автобусной остановки до дома. «Там остались три деревянных столба, нам хотя бы на два из них поставить осветительные приборы» - говорит она: «Подъездные пути к коммерческому предприятию «Алмазов Анабара», которые стоят рядом освещены хорошо – у них стоят четыре или пять основательных опор, а к густонаселённым домам освещения нет» - возмущается женщина.
«Если мы не можем справиться с бродячими собаками, я бы хотела бы поднять вопрос о продлении маршрута №15 к нам во двор. Потому что пройти на остановку невозможно даже взрослому человеку о детях даже не говорю» - заключает она.
Евгений Григорьев отвечает обстоятельно по каждому из пунктов:
- Горсвет в течении недели просчитает и предоставит варианты освещения. Это надо сделать быстро. По отсыпке и грейдированию дорог – работы будут выполнены. Отдел транспорта выедет и оценит на месте возможность продления маршрута.
- С бродячими собаками –обстановка очень сложная. В первую очередь, потому что на территории округа находится питомник для бродячих собак и в холодное время они просто бегут туда где их кормили.
«Нет ничего гуманного в том, чтобы отловить бездомную собаку, вылечить ее, поставить прививку, стерилизовать и выпустить обратно на лютый мороз, тем более кошку, как это предписывает закон. Законом должны быть предусмотрены другие варианты, с учетом наших климатических особенностей» - высказался Евгений Григорьев.
Григорьев заверил, что будет добиваться при поддержке группы депутатов Ил Тумэн изменения федерального закона «Об ответственном обращении с животными», с учетом региональных особенностей.
Задача –закрыть!
Жители, чьи дома оказались рядом с точкой ночной продажи алкоголя: «У нас рядом есть точка круглосуточного розлива алкоголя и плюс к нему развлекательный дискобар «Ремикс». По ночам особенно летом вся округа становится опасной. Пьянки, молодёжь дерётся, собираются все алкоголики и прочие асоциальные личности».
Евгения Григорьев был краток: «Проблема так называемых лже-кафе общая для города. Люди, которые занимаются таким бизнесом о окружающих думают в последнюю очередь. Данные гадюшники стоят прямо во дворах жилых домов. Мы ставим себе задачу закрывать их. По вашему адресу тоже проверим».