В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 18 мая в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание постоянного комитета парламента Якутии по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева, в ходе которого народными депутатами рассмотрены 6 вопросов повестки.
Первым пунктом повестки заседания постоянного комитета рассмотрен проект закона РС (Я) «О внесении изменений в Закон РС (Я) «Об охране окружающей среды РС (Я)» и Закон РС (Я) «О государственном экологическом надзоре РС (Я)», внесенного по инициативе народного депутата Владимира Прокопьева.
С докладом выступил председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев.
Он сообщил, что данный законопроект разработан в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» внесены изменения в части недопустимости включения в лесопарковый зеленый пояс территории, если в отношении них заключен договор о комплексном развитии территорий.
Федеральным законом от 9 марта 2021 года №39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части отнесения информации о состоянии окружающей среды к общедоступной информации, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц.
Законопроектом в связи с данными изменениями федерального законодательства предлагается:
- дополнить Главу I Закона РС (Я) «Об охране окружающей среды РС (Я)» новой статьей, определяющей порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологическая информация);
- внести изменения в статью 23.1 Закона РС (Я) «Об охране окружающей среды РС (Я)» в части недопустимости включения в лесопарковый зеленый пояс территорий, если в отношении них заключен договор о комплексном развитии территорий;
- внести изменение в статью 27.1 Закона РС (Я) «Об охране окружающей среды РС (Я)» определяющее, что экологическая информация не относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
- внести изменение в статью 10 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном экологическом надзоре Республики Саха (Якутия)» определяющее, что экологическая информация не относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
По итогам голосования комитетом рекомендовано принять законопроект в первом и окончательном чтении.
Далее рассмотрен проект закона РС (Я) «О внесении изменений в Закон РС (Я) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны», который представил министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко.
Он отметил, что законопроект разработан в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством о недрах и приказом Министерства природных ресурсов РФ «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов».
Пользование недрами для добычи палеонтологических коллекционных материалов действующим федеральным законодательством о недрах не предусмотрено, в связи с чем существует необходимость приведения норм регионального законодательства в соответствие, исключив соответствующие положения о добыче палеонтологических остатков мамонтовой фауны.
В действующей редакции Закона РС (Я) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» закреплено понятие попутного сбора бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны. Указанное определение приведено в соответствие в части положения о том, что пользователями недр при попутном сборе бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны могут быть физические и юридические лица, зарегистрировавшие традиционную хозяйственную деятельность на земельных участках, включающих заявленные участки недр.
Собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы мамонтовой фауны являются собственностью пользователя недр, если они не представляют особую научную или культурную ценность.
За владельцами лицензии на попутный сбор бивней мамонта закрепляется право вывозить за пределы РС (Я) и РФ бивни мамонта и другие остатки мамонтовой фауны, не выкупленные Правительством РС (Я) и Правительством РФ.
В законодательстве РС (Я) закрепляются положения о предоставлении пользователем недр отчета по сбору палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны.
Органом, определяющим порядок предоставления и состав информационного отчета по сбору палеонтологических коллекционных материалов, порядок маркировки, предлагается установить исполнительный орган госвласти РС (Я) в сфере недропользования.
Законопроектом корректируется понятие попутного сбора бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны с учетом норм действующего федерального законодательства, которое также дополняется положением об использовании единичных образцов палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны для создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения, что является частью традиционной промысловой деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Целью законопроекта является приведение понятия попутного сбора бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны в соответствие с действующим законодательством, исключение из республиканского законодательства положения о возможности добычи палеонтологических коллекционных материалов, поскольку в ФЗ отсутствует понятие добыча бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, что приводит к неправильном толкованию Закона РС (Я) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» и создает сложности у недропользователей-сборщиков мамонтовой фауны при экспорте собранных материалов, а также введение в Закон положения о необходимости предоставления пользователями недр информационного отчета по сбору палеонтологических коллекционных материалов.
Уточняющие вопросы докладчику задали народные депутаты Игорь Григорьев, Дмитрий Семенов, Евгений Перфильев, Павел Ксенофонтов, Юрий Николаев, первый заместитель министра экологии РС (Я) Семен Яковлев.
Председатель профильного комитета Владимир Прокопьев отметил, что республика на протяжении нескольких лет ставила перед федеральным центром вопрос о необходимости разработки отдельного закона, регулирующего сбор мамонтовой фауны. Он сообщил, что на сегодняшний день подготовлены соответствующие поправки к федеральному закону «О недрах» по инициативе депутата Госдумы РФ Галины Данчиковой с передачей контрольно-надзорных полномочий в данной сфере региону.
Парламентарий отметил, что в скором времени должна быть завершена работа по созданию аукционного дома для проведения электронных торгов, где в том числе будут выставляться остатки мамонтовой фауны. Он подчеркнул, что организация данной площадки уменьшит количество посредников между сборщиками мамонтовых бивней и конечными покупателями, что в свою очередь позволит повысить доходы сборщиков.
По итогам голосования комитетом рекомендовано принять законопроект в первом и окончательном чтении.
Далее был рассмотрен проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) «О поправках к проекту федерального закона № 1147176-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и статьи 14 и 16 Федерального законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в целях реформирования системы лесоустройства).
Владимир Прокопьев сообщил, что республикой предлагается к особо защитным участкам лесов отнести леса, расположенные на мерзлотных сильнольдистых территориях.
«В целях сохранения сильнольдистых комплексов необходимо не допустить сплошную вырубку лесов на ледовых комплексах, где породы сложены ледовыми отложениями. В настоящее время деятельность по вырубке лесов, заготовке древесины не учитывает нахождение лесов на мерзлотных сильнольдистых территориях, что впоследствии ведет к деградации почвенного покрова, в целом нарушении экосистемы, что приводит к масштабным природным катастрофам, связанным с активизацией экзогенных процессов, склоновых процессов. Современные климатические условия показывают, что где нет лесов, там интенсивно идут процессы термокарста. Лес является колоссальной защитной полосой. С учетом вышеизложенного считаем необходимым отнести к особо защитным участкам лесов отнести леса, расположенные на мерзлотных сильнольдистых территориях», - подчеркнул председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев.
Уточняющие вопросы задал парламентарий Юрий Николаев.
Народные депутаты по итогам голосования поддержали проект постановления.
Также в ходе заседания комитета рассмотрены проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн)) «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», проект рекомендаций круглого стола на тему «О территориальной схеме обращения с отходами, организации деятельности по раздельному (накоплению) сбору твердых коммунальных отходов и дальнейшей их переработке на территории РС (Я)», проект рекомендаций круглого стола на тему «Проблемы и перспективы развития товарного рыбоводства в Республике Саха (Якутия)».