Вообще-то он грезил геологией. Однако если тебе определен иной путь, дорогое мироздание всё равно по нему направит. Не случайно ведь и фамилия – как пароль в энергетику: СВЕТличный.
Пальцем в… профессию
… 52 года назад в поселок Бриндакит Усть-Майского района ЯАССР впервые прибыла выездная комиссия Алданского политеха.
- И вот когда я отправился писать заявление, отец внезапно мне вслед: «Не вздумай на геолога!» Хотя до этого молчал. Так что на место я пришел в растерянности.
Поступали мы трое. Двое ребят сразу с выбором определились – автомеханики. А я стоял, стоял перед большим объявлением с перечислением профессий – строитель, дорожник, автомеханик, горняк, геолог, маркшейдер и т.д. – потом отвернулся и тупо пальцем ткнул. Попал в горного электромеханика…
После армии, куда забрали сразу же по окончании техникума, Светличный стал дежурным электрослесарем на драге. Уже через месяц его повысили до технического руководителя (по-другому – замначальника).
Позднее Владимир Иванович возглавил ремонтно-механические мастерские, был механиком золотоизвлекательной фабрики, 9 лет проработал главным энергетиком рудника «Юрский» комбината «Джугджурзолото» и три – замначальника по общим вопросам.
Заочно получил высшее образование. А поскольку энергетический факультет в ЯГУ в то время еще не открыли, специальность в его дипломе: «Горный инженер-подземщик». И тут – улыбка Судьбы, запомнившей желание 14-летнего пацана! – его назначают… начальником геологоразведочной партии! Правда, она была не поисковая, а связанная с тяжелым горным трудом – бурением, подземными выработками.
- Кстати, отец даже не вспомнил, что в свое время на геолога не благословил...
Полвека работы
В непростое перестроечное время партию ликвидировали. И с 1995-го Светличный, по собственному признанию, – уже «чистый энергетик».
Руководитель энергоцеха комбината «Джугджурзолото», генеральный директор ЗАО «Энергетик», начальник Солнечнинского РЭС Эльдиканских электрических сетей Сахаэнерго, их директор, начальник Эльдиканского РЭС – названия должностей за три следующих пятилетки разнились, но суть оставалась неизменной: снабжать энергией свою малую родину.
В 2010-м Светличные переехали в Якутск, где главу семьи с распростертыми объятиями приняли в ЯЭРК. В компании Владимир Иванович 10 с половиной лет был заместителем генерального директора и замом главного инженера.
Если полистать его трудовую, то путем нехитрого арифметического действия, именуемого сложением, можно получить без двух месяцев полвека (!!!) работы. А если вычленить именно «энергетические» годы, то в совокупности у Владимира Ивановича и Людмилы Дмитриевны Светличных таких набирается почти шесть десятков!!!
Совсем недавно Почетный энергетик РФ, Почетный ветеран республики, обладатель знака отличия «Гражданская доблесть» принял решение, наконец, отдохнуть. И… счастливые члены садово-огороднического товарищества мгновенно вручили ему бразды правления!
Травмат объяснит доходчивее
В каком из периодов приходилось сложнее всего?
- В Эльдиканском РЭС. Потому что поначалу в зону моей ответственности попадал только Эльдикан и горная часть района – Звездочка, Ыныкчан, Солнечный, Югоренок. А в 2008 г, с приходом высоковольтной линии в Усть-Маю, ареал «обитания» расширился: добавились Усть-Мая, Петропавловск, Эжанцы, Усть-Миль и Белькачи. А вместе с ними вырос и масштаб проблем. Если с Эльдикана в Югоренок можно было круглый год проехать на машине, то в Усть-Маю – только катером, лодкой. И в Белькачи, в Усть-Миль тоже. Там даже зимники не всегда делали! То есть полное, абсолютное бездорожье… Чтобы людей на линию отправить – целую экспедицию снарядить требовалось!
Во время существования ЗАО «Энергетик» самым горячим был летний промсезон. Если энергоснабжение вдруг нарушалось, и золотодобыча вставала, там хоть из кожи вон вылези, но людей найди, на место их доставь и в кратчайшие сроки всё сделай – неважно, день, ночь или выходные.
А какая головная боль – неплатежи в 90-х! Приходилось выкручиваться, зарплату хлебом выдавать и т.д. Счет был арестован, любую упавшую копейку тут же забирала налоговая. Но я нашел лазейку – писал письма в артели, которые были должны мне, допустим, миллион: «Прошу на долг купить векселя Сбербанка». Как сейчас помню, 100 рублей они стоили за штуку. Потом ехал в Якутск и обналичивал один в один. И платил зарплату.
Когда возил миллионы, купил себе травматический пистолет. Стоил он тогда немало. Супруга подшучивала: «В детстве не наигрался!» Но однажды отправились всей семьей в Якутск. Получили зарплату за несколько месяцев, накупили одежды, обуви, взяли стиральную машинку-автомат и т.д. Едем назад, на зимнике Амга – Усть-Мая стоит УАЗик, в нем четыре поддатых мужика. Один вылез, направился ко мне. Я остановился, дверцу открыл. Он:
- Земляк, пойдем выпьем!
- Нет, не буду – за рулем. И дети в машине.
- Че, брезгуешь?!
А у меня пистолет в наплечной кобуре. Я как бы нечаянно так повернулся, чтобы рукоятка видна была. Он сразу ретировался. Супруга больше надо мной не смеялась.
Консультант по «вигвамам»
Приход в Якутскую энергоремонтную компанию Светличного совпал с тем, что там как раз намеревались из трех старых опор, демонтированных откуда-то, собрать одну, поставив ее на дамбе напротив ГРЭС. Владимир Иванович рационализаторски подключился к процессу и… предложил свою конструкцию. В итоге получилась красотка, которая ни на какую другую не похожа.
А уже директору Александру Владимировичу Дедюхину пришло в голову раскрасить «новорожденную» в цвета российского флага. Великолепный результат может лицезреть любой житель столицы республики.
Еще Светличный известен как специалист по… «вигвамам». Потому что именно он стал зачинателем подобных построек-выручалок на болотах. - В свое время, когда работали на ВЛ-110 «Эльдикан – Солнечный», под пролеты подпорки из трех жердей мастерили. Иначе никак – там такая местность, если опора упала, летом к ней ни подъехать, ни забурить, ни закопать, ни лес завезти… Проверяющие из Энергонадзора окрестили их «вигвамами». И издевались надо мной. Хотя это выход из положения! Они до осени стояли и промсезон спокойно продолжался. А зимой мы заезжали и делали нормальную опору.
Уже в ЯЭРК на меня как-то раз вышли из исполнительной дирекции Якутскэнерго: «Позвони в Западные электрические сети, расскажи, как «вигвамы» ставишь! У них три опоры в озере на 110-ке упало, не знают, как выкрутиться из положения, потому что вокруг болото».
Так что смех смехом, а «вигвам» вам в помощь!
Невыдуманные истории
ИЗ ЕЖЕДНЕВНОГО:
- В ЯЭРК ремонты в основном плановые. За исключением аварийно-восстановительных работ, конечно. Помнится, однажды на линии «Майя – Чурапча» сразу 100 опор упало… Тем не менее, мы с коллегами из мехколонны, со всех РЭСов за 10 дней всё починили!
Если зимой не успевали протянуть провод с одного берега на другой (а из-за позднего заключения договоров такое случалось), то делали это над водой, сидя в резиновой лодке. На одном берегу к манипулятору подвешивали барабан с проводом, а на другом он подхватывался трактором либо вручную и «раскатывался» дальше. В три подхода, по числу проводов на линии.
ИЗ ПЕРВОПРОХОДЧЕСКОГО:
- До капремонта линии 35 кВ «Радиоцентр – Намцы» многогранные опоры в Якутии не применялись. Мы первыми начали с ними работать. Никто не знал, как их собирать. Разобрались. Попутно научились «править» помятые при транспортировке – для стыковки секций требуется правильный многогранник.
ИЗ НЕТРИВИАЛЬНОГО:
- На плавающем вездеходе однажды через протоку переправлялись и гусеницу потеряли – она в процессе слетела. Выбрались на берег, а потом ее выуживали – ныряли, цепляли и этим же вездеходом тянули.
ИЗ КУРЬЕЗНО-ПОУЧИТЕЛЬНОГО:
- Когда я стал начальником, не заладилось у меня с одним старшим мастером. Подчиняться он не желал. Поехал как-то в командировку, а вернувшись, решил накапать гендиректору на меня: «Гляньте, что у Светличного на участке творится! Накажите его!» И фотографии показывает: к автокрану бочка привязана, с которой работы ведутся. Грубейшее нарушение ТБ! Вызвали меня. Я: «Слушай, но ведь я-то был в Якутске, а на месте этими работами ты руководил!»
В общем, сам на себя компромат принес. Тут же его и уволили.
Часто ли подчиненные не хотели слушаться? Было! И не раз, и не два, и не пять. На что у меня поговорка есть: «Не хочешь сам – сделаешь по собственному желанию, но моему».
Мужской характер
Мало кого жизнь не испытывает на прочность. Владимир Иванович – не исключение. После автомобильной аварии почти тридцатилетней давности одной ноги у него нет выше колена. Сыну тогда 2 года всего исполнилось. И две дочки старших.
Вполне мог бы на законных основаниях бумажки перебирать – с инвалидностью-то. Кто бы осудил. Но как там у Симонова? «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» Светличный предпочел выливать пот из присоски протеза, оставаясь сначала начальником геологоразведочной партии, а потом – энергетиком.
Прошлым летом ездил к сыну в Хабаровск, вместе 10 дней сплавлялись по горной реке Кур 180 км на резиновых лодках. (К слову, самый значимый трофей удачливого рыболова – 32-килограммовый таймень, правда, поймал он его давненько. Но помнит до сих пор!).
А что касается работы в отрасли – профессию свою читает самой главной. Говорит: «Всегда спорим со старшей дочерью. Она уверена, что учитель. А я убежден, что энергетик!»