Сегодня, 5 октября возобновивший свою работу пресс-клуб Ил Тумэна провел обсуждение развития малой авиации в Якутии – темы очень актуальной для труднодоступных населенных пунктов, особенно в арктической зоне республике.
Председатель комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров отметил, что проблемы малой авиации постоянно рассматривались в парламенте республики все последние годы. Сегодня вопрос стал еще более злободневным из-за необходимости использования малой авиации в охране лесов от пожаров. Для решения этой проблемы в парламенте Якутии создали рабочую группу по развитию малой авиации.
По словам Павла Петрова, сейчас в Ил Тумене выработали предложение предусмотреть в бюджете республики на 2022 год средства на приведение в нормативное состояние авиационных площадок и оплату авиационных работ пассажирских и грузовых перевозок. Также предлагается предусмотреть ежегодное включение в бюджет РС (Я) государственных гарантий для авиакомпаний малой авиации для обеспечения получения субсидий от Правительства РФ, а также для возможности получения кредитов по обеспечению своей деятельности. Помимо этого, Правительству РС (Я) предлагается предусмотреть в государственном бюджете лимиты бюджетных ассигнований и бюджетных обязательства на 2022-2024 годы в размере 30 млн рублей на предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, связанных с подготовкой авиаплощадок.
Министр транспорта Якутии Владимир Сивцев сообщил он-лайн, что в республике насчитывается порядка 31 воздушного судна малой авиации. В 2019 году было перевезено порядка 246 тысяч человек на внутриреспубликанских авиарейсах, грузооборот составил порядка 26 тысяч тонн на километр. Министр транспорта подчеркнул, что большинство судов малой авиации не имеют сертификата летной годности, что затрудняет их привлечение для легальной работы по госконтрактам. Министерство транспорта сейчас проводит организационную и консультационную работу с представителями малой авиации, чтобы ускорить получение ими сертификатов.
Председатель Ассоциации малой авиации РС (Я) Иван Лукин сказал, что основной проблемой при получении необходимой документации является отсутствие подготовленных экипажей самолетов Ан-2, которых сейчас уже не готовят, летают пилоты старшего поколения, которых некем заменить. Иван Лукин рассказал, что налоги для малой авиации такие же, как в торгового бизнеса, но сейчас на уровне Совета Федерации предлагается ввести льготы для малых воздушных судов, так что появилась надежда, что вопрос будет решен положительно.
Представитель малой авиации, директор транспортной компании «Семь континентов» Сергей Потанин так же выразил надежду, что налоги для малой авиации будут снижены. Он отметил, что основными проблемами в работе частной авиации являются отсутствие подготовленных авиаплощадок, высокая стоимость авиатоплива, нехватка кадров.
Депутат республики Виктор Федоров отметил, что предыдущие созывы Ил Тумэна принимали несколько раз постановления по развитию малой авиации. Но ни одно решение депутатов не было выполнено правительством, напротив, транспортный налог на малую авиации был повышен. По его словам, продолжается расточительная эксплуатация дорогостоящего вертолета Ми-8 в санитарных рейсах и при облете паводков, на это тратятся миллионы, когда как на развитие более экономичной малой авиации денег не выделяется.
Заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев привел сравнение с советским временем, когда количество малой авиации в Якутии было больше в разы. По его словам, вопрос транспортной доступности в Якутии нельзя решить без государственной поддержки с выделением стопроцентного объема субсидий для межрегиональных и внутрирегиональных авиаперевозок в республике на федеральном уровне.