8 октября отмечали День авиации Якутии. В этот день в 1925 году самолет «Сопвич» взлетел с пристани Даркылах и совершил посадку на Зеленом лугу. Управлял им летчик П.М. Фадеев.
Об организации воздушной линии руководство Якутской АССР озаботилось с первых дней зарождения республики. В результате работы Максима Аммосова, Платона Ойунского, Исидора Барахова и Степана Аржакова Якутия попала в трехлетний план открытия воздушных линий в стране, утвержденный Советом труда и обороны СССР в 1923 году.
Этот праздник – дань уважения людям, которые в период становления воздушно-транспортной отрасли Якутии в труднейших условиях строили аэропорты и взлетно-посадочные полосы, осваивали новую технику, обеспечивали авиационное обслуживание населения и экономики республики, создавали передовую летную и инженерно-техническую школы.
У нас в АО "Алмазы Анабара", к этой дате подготовили воспоминания о первом самолете, который приземлился на прииске "Молодо" в 2019 году.
Первый самолет на прииске Молодо
20 июня 2019 году на взлетно-посадочной полосе "Молодо-1" удачно совершил посадку самолет АН-38 авиакомпании "АЛРОСА", выполнявший первый рейс по заявке АО "Алмазы Анабара" по маршруту "Якутск - Молодо - Якутск". Экипаж воздушного судна: Волошин Сергей Александрович, командир воздушного судна, Белынцев Валерий Николаевич, стажер командира воздушного судна, Меньшив Егор Валерьевич, второй пилот воздушного судна, техник Кузьминых Иван Витальевич. Продолжительность полета составила 2 часа 40 минут.
- Иннокентий Прокопьевич, вы как мозговой центр этого прекрасного проекта, расскажите пожалуйста с чего все начиналось?
Этигясов Иннокентий Прокопьевич, геодезист АО "Алмазы Анабара":
- После того, как мы возвели мост через речку Молодо, осенью 2017 года, меня вызвал к себе в кабинет Михаил Маковей, директор прииска и сказал, что есть идея построить полосу для самолета на "Молодо". Для этого нужно подобрать подходящую площадку под взлетно-посадочную полосу (ВВП).
Признаюсь, на первый взгляд задача была настолько фантастической, что с таким же успехом можно было укладывать асфальтовое покрытие для наших дорог. Но десятилетний опыт совместного труда бок о бок с Михаилом Митрофановичем с 2007 года подсказывал, что Митрофаныч задумал что-то серьезное.
Мы начали подыскивать варианты для нового замысла, ведь в те года это было только на уровне теории... Было выбрано три варианта: первый - площадка где ныне построен ВВП, второй вариант - после разветвления дороги в сторону базы Приленска. Третий предложил геолог Василий Ремизов - это район нового сортировочного комплекса СК-3. Каждый вариант досконально изучался со всех сторон, и не все выдержали критики: второй - не подходил по высоте расположения, третий - не подошел по рельефу местности.
Остановились на первом варианте: местность расположена на 100 метров выше от уровня площадки, где стоит вахтовый поселок Молодо, рельеф ровный, рядом с дорогой Далдын. Сделали топографическую съемку, затем проект и работа закипела.
Это огромный труд был осуществлен под общим руководством Маковея М.М. работали Васильев Е.А., Иванов С.С., маркшейдеры, геологи, горняки, диспетчеры, коллектив горного участка прииска "Молодо", машинисты бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов, водители БелАЗов, привлечены много специалистов, экспертов за эти полтора года.
Лично я счастлив, что внес свой посильный вклад в такое большое дело, хочу от всего сердца поздравить всех работников прииска с новым объектом "Взлетно-посадочной полосы Молодо-1". Все мы стали свидетелями этого поистине исторического события, новой отметки освоения Арктики во благо процветания будущего...
- Поздравляю с первым рейсом, расскажите, как прошел полет? Это первый самолет на земле нашего прииска "Молодо", как участник этого исторического события, что вы можете сказать?
Волошин Сергей Александрович, командир воздушного судна АН - 38, авиакомпании "АЛРОСА":
- Спасибо, полет прошел без замечаний, без отклонений, погода отличная. Я работаю пилотом АК "АЛРОСА" с 1993 года, летал на различных самолетах компании. В основном, летаем по заявкам "АЛРОСА", доставляем к месту работы и обратно работников компании в Нюрбинский ГОК, Накын, а теперь по заявке АО "Алмазы Анабара" теперь мы прилетели на Молодо.
Очень приятно быть пионером (первопроходцем) на воздушной трассе. В Накыне, когда проектировали взлетно-посадочную полосу (ВВП), тоже поучаствовал, но в силу занятости другой работой не посадил в Накыне первый самолет. А здесь на Молодо первый раз прилетал в качестве пассажира вертолета еще полтора года назад согласовывать место будущей ВВП. Здесь была тайга.
Всего прилетал четыре раза. Работали в тесном контакте с Семеном Семеновичем Ивановым, заместителем директора прииска.
ВВП "Молодо-1" заслуживает высокой оценки, отвечает по всем техническим и эксплуатационным требованиям безопасности, плотность грунта хорошая, ведь АН-38 тяжелее, чем АН-2 почти в два раза, максимальное количество пассажира - 27 человек, или 2500 кг груза.
От своего имени и всего экипажа воздушного судна поздравляю вас с новой взлетно-посадочной полосой "Молодо-1". Желаем здоровья удачи и благополучия вам и вашим близким.
- Поздравляю с первым рейсом, как пассажир первого рейса поделитесь своими впечатлениями...
Заровняев Иван Яковлевич, специалист по авиаперевозкам АО "Алмазы Анабара":
- Я был в отпуске, но не мог пропустить такого исторического события... Об этом новом маршруте в компании говорили последние два года на разном уровне. И вот настал день Икс.
Всю ночь не спал... волнение переполняло мою душу, какого это полететь первым самолетом, как в свое время Платон Ойунский, когда был в числе первых пассажиров самолета, прилетевшего в столицу нашей республики. Наверное, он тоже волновался.
В аэропорту в назначенный час регистрации микрофон диспетчера молчал, нам пришлось обзванивать ответственных по регистрации пассажиров. Сказали, подойти для регистрации и оформления багажа у стойки номер пять...
Хм-мм... "ЯКУТСК - НЕИЗВЕСТНЫЙ АЭРОПОРТ ЯМ - 9935" - так и загорелись, как бы извиняясь за свою неосведомленность, многочисленные лампочки информационного табло. Девушки-контролеры тоже были удивлены: "Куда летите, где это Молодо-1 находится?"
Пришлось вмешиваться старшему смены. Мы поневоле стали объектами пристального внимания обслуживающего персонала аэропорта. Разобравшись с сопроводительными документами, мы сели в самолет и долетели в комфортабельных условиях, посадка была мягкой и ровной, а взлетно-посадочная полоса была вообще супер! Покрытие такое твердое, как бетон.
Нас встретили администрация прииска Молодо во главе с директором прииска Васильевым Е.А., встретили с алгысом, был организован обряд северных якутов Чичипкаан. И в тот же вечер генеральный директор Павел Маринычев и главный инженер Виктор Шамаев стали почетными гостями праздника Ысыах прииска Молодо.
Назавтра мы полетели обратно. Хотелось бы, насколько это возможно, быстрее ввести в практику чартерный рейс "Якутск - Молодо-1 - Якутск" для работников прииска.
Васильев Евгений Афанасьевич, директор прииска "Молодо":
- У нас этот промывочный сезон по счету двадцать пятый, можно сказать, четверть века "Молодо" дает во благо развития нашей родины алмазное сырье. Сегодня впервые в истории мы приняли на своей "взлетно-посадочной полосе Молодо-1" первое воздушное судно АН -38 авиакомпании "АЛРОСА" с грузом и пассажирами на борту.
Было проделано много работы, привлечено много сил и средств для того, чтобы приблизить сегодняшний радостный день прибытия первого самолета на нашем прииске. Огромные слова благодарности мы привносим руководству АО"Алмазы Анабара" Павлу Алексеевичу Маринычеву, главному инженеру Эдуарду Викторовичу Шамаеву, инициатору идеи постройки ВВП, нашему уважаемому Михаилу Митрофановичу за поддержку и всемерную помощь в проведении организационных работ.
Спасибо всем, кто трудился: лесорубам, машинистам бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов, водителям БелАЗов, энергетикам, поварам, горнякам, геологам, маркшейдерам, механикам, слесарям, токарям... Всем, кто внес свой посильный вклад в строительстве этого прекрасного, отвечающего всем техническим требованиям безопасности объекта - взлетно-посадочной полосы Молодо-1.