Вчера 22 сентября в ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» завершила работу Международная научно-практическая конференция на тему: «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения». В первой половине дня участники конференции разделившись по 3-м группам посетили мастер-классы, подготовленные в образовательных учреждениях города Якутска. Это дошкольные образовательные учреждения №1 «Звездочка» и №11 «Подснежник», средние общеобразовательные школы №33 и учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий ПДВ ПИ СВФУ, а также республиканскую специальную (коррекционную) школу-интернат для слабовидящих и поздноослепших детей и реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» г. Нерюнгри. После посещения и участия в работе мастер-классов своими впечатлениями и пожеланиями выступили на трех площадках «круглых столов» в СВФУ и приняли резолюцию. Все выступавшие отметили, что на конференции приняли участие широкий круг специалистов Земного шара (именно так и сказали-авт.): от Германии до Китая, от Хорватии до Швеции, от Украины до Приморского края, городов Москвы и Сект-Петербурга до Якутска, поэтому география участников позволяет оценить общий мировой опыт и тенденции в данном вопросе. В частности, участники конференции отметили, что в последние годы в России, в том числе и РС(Я) наметились позитивные интегративные процессы в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, а также в учебных заведениях среднего и высшего образования. Развивается деятельность общественных организаций в осуществлении права каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования в условиях детских садов, школ, учебных заведений. Это право должно регламентироваться принятием ряда нормативно-правовой базы и такой проект таких документов подготовлен в РС(Я), который носит название «Безбарьерная среда», в ней содержатся мероприятия по созданию необходимой среды для детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях. Вместе с тем отмечено, что имеются ряд проблем в создании инклюзивного образовательного пространство. Это в первую очередь связано с отсутствием подготовленных специалистов и общества в целом не подготовлено к реализации инклюзивной практики. Также отмечено, что в целом по стране недостаточно развита инфраструктура для создания необходимых условий обучения, воспитания, социализации детей с особыми образовательными потребностями: например, слепых, глухих, колясничников и т.д.
Маргарита ВИНОКУРОВА, Объединенная редакция газеты и сайта СВФУ