Всё началось с того, что моей сестре на Новый год подарили сертификат в один из магазинов, но она ничего подходящего там для себя не нашла. Зато там было платье, которое, по мнению моей систер, было бы идеально для меня. И она решила подарить его мне. Заметьте, не сертификат, а именно платье. И вот в прошлую субботу, когда появилась возможность посещать ТЦ без QR-кодов - ну, не нравится мне ходить с паспортом и предъявлять его всяким непонятным людям, мы поехали в магазин.
Платье было на месте, и размер мой, и село идеально. «Всё, берём», - сказала сестра и направилась к кассе. Но продавец заявила, что сертификат не примет. Позвонив хозяйке магазина, она сказала: «В этом году у нас не было таких сертификатов, тем более на нем даты нет».
Сертификат был новенький, без всяких помарок, исправлений и затертостей. Был указано название ТЦ и магазина, стояла синяя печать индивидуального предпринимателя – хозяйки магазина. Мелким шрифтом было написано, что он действителен в течение трех месяцев, но дата продажи действительно отсутствовала. Но мы-то тут при чем?
Извините, кто-то нерадивый из сотрудников магазина не удосужился проставить дату, и в этом вина покупателей? Я сама решила поговорить с хозяйкой магазина. «В этом году у нас не было сертификатов по 1000 рублей, и вообще, их реализовала администрация торгового центра, обращайтесь к ним», - безапелляционно заявила хозяйка. Поскольку день был выходной, администратора в торговом центре не оказалось.
Слава Богу, мы живём в 21 веке, есть инстаграм, 2Гис. Я нашла страницу торгового центра в инсте и написала им, а также оставила отзыв в 2Гис.
К чести ТЦ, они мне сразу ответили в директ, обещали разобраться в ситуации, дали телефон администратора. В понедельник она сообщила, что к сертификату они не имеют отношения, но поговорят с хозяйкой магазина. Ещё у меня спросили, есть ли у меня чек, подтверждающий покупку сертификата. Да какое это имеет значение, разве недостаточно того, что на сертификате есть все данные магазина и печать?! Тем более, раз сертификат продан, значит, магазин за него деньги получил и обязан принять его. Кроме того, если магазин не написал дату продажи, это не значит, что он просрочен. Вообще, по моему любимому Закону о защите прав потребителей, потребитель всегда прав, а вина исполнителя (продавца) презюмируется, то есть подразумевается. Всё это я высказала администратору. Через несколько минут мне позвонили и сказали, что я могу приехать в магазин и совершить покупку по сертификату. «Подумаешь, сертификат у неё приняли, стоило из-за какой-то тысячи трепать нервы себе и людям», - скажут скептики.
Ну, во-первых, я просто написала на страницу ТЦ в Инстаграме и спокойно ждала их ответа. Во-вторых, возможно моя история и информация кому-то поможет, разве это плохо?
Итак, что такое сертификат и что нужно о нем знать, разбиралась корреспондент SAKHAPRESS.
Сейчас как раз приближается марафон праздников – 23 февраля и 8 марта, называемых традиционно мужским и женским праздниками. И опять-таки традиционно сильная и прекрасная половина человечества начинают ломать голову, что же подарить близким, друзьям, коллегам. Выручить в этой ситуации может подарочный сертификат. Подарочный сертификат – это документ, который удостоверяет право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата.
Конечно, сначала лучше убедиться в том, что в магазине или в салоне, где вы приобрели сертификат, есть то, что нужно вашему одарямому. Также надо определиться со стоимостью сертификата: будет очень неудобно, если вы подарили сертификат на 1000 рублей, тогда как средний ценник в выбранном вами магазине начинается с 10 000 рублей. Ведь, чтобы реализовать сертификат, вашим близким придётся выложить кругленькую сумму.
Ну всё, с магазином и стоимостью сертификата разобрались – можно уже облегчённо выдохнуть.
А теперь представьте, что это вы стали счастливым обладателем подарочного сертификата. Будет просто замечательно, если вы сходу сможете купить себе то, о чем давно мечтали. А если нет? Давайте разберёмся, какие могут возникнуть нюансы.
Если в магазине нет нужного товара или не устраивает сумма доплаты, можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат? Да, можно, хотя на самом сертификате частенько можно прочитать, что сертификат возврату не подлежит. По мнению Верховного суда РФ, такой сертификат является авансом будущей оплаты товара, а приобретение гражданами подарочных сертификатов, а также купля-продажа товаров с использованием подобных сертификатов регулируются нормами Закона о защите прав потребителей (Определение от 13.10.2015 года по делу № 57-КГ15-7).
До момента передачи товара покупателю договор купли-продажи еще не считается исполненным. А это значит, что владелец сертификата может отказаться от него и потребовать у магазина возврата денежных средств (в данном случае стоит ссылаться на статью 421 Гражданского кодекса РФ о свободе договора).
Если вы не хотите пользоваться оплаченным сертификатом, то у магазина возникает так называемое неосновательное обогащение: аванс-то он получил, а товар (услугу) не предоставил. Получить деньги за сертификат вправе как тот человек, кто покупал сертификат, так и тот, кто получил его в подарок, ведь он тоже считается потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей. Кроме того, магазин не вправе отказать в возврате денег, если у вас нет чека. Достаточно того, что на сертификате указано название магазина и имеется печать (как в моем случае).
Рассмотрим теперь случай, когда стоимость товара, который вы присмотрели, меньше номинала подарочного сертификата. Можно ли получить разницу наличными?
Большинство магазинов устанавливают правило о том, что разница между стоимостью купленного товара и номиналом сертификата покупателю не возвращается. Данное условие нарушает требования закона (в том числе положения статьи 16 Закона о защите прав потребителей) и может быть признано недействительным в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ.
Покупатель вправе требовать возврата остатка денежных средств. Для этого необходимо направить продавцу претензию. Если магазин откажется возвращать деньги, то вы можете через суд взыскать с него эту сумму, а также компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за отказ удовлетворить законное требование в добровольном порядке (согласно пункту 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей). Но, как правило, до суда доходит редко – магазин в этом случае понесёт бОльшие убытки, поэтому достаточно претензии.
Стоит быть готовым к тому, что продавец начнет ссылаться на установленные в магазине правила использования подарочных карт. Но что могут значить правила магазина, если они ущемляют права покупателя, нарушают закон?! В этом случае нужно снова ссылаться на позицию Верховного суда, который указал, что включение продавцом в такой документ положений о невозможности вернуть приобретенную подарочную карту является незаконным, так как ущемляет права потребителей (подробнее в Определении Верховного суда от 27.12.2018 № 305-АД18-18522).
Все не так сложно, правда? Все мы так или иначе являемся потребителями, и нас надёжно защищает Закон о защите прав потребителей. Помните об этом, а также не забывайте, что потребитель всегда прав. Удачных вам покупок и приятных подарков!