В Верховном Суде Республики Саха (Якутия) рассмотрено уголовное дело в отношении уроженцев Сунтарского улуса – 36-летнего безработного, ранее судимого Т., который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33 – ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса РФ (подстрекательство к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), 28-летнего безработного, ранее судимого В., который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 126, ч. 4 ст. 111 и ч. 4 ст. 166 Уголовного кодекса РФ (похищение человека, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего и угон с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья), 29-летнего безработного, не судимого Ф. который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 и ч. 4 ст. 166 Уголовного кодекса РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, угон с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья), 20-летнего, безработного, не судимого Я. который признан виновным в совершении в несовершеннолетнем возрасте преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 126, ч. 4 ст. 111 и ч. 4 ст. 166 Уголовного кодекса РФ (похищение человека, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, угон с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья) и 33-летнего, безработного, не судимого С. который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 126, ч. 5 ст. 33 - ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса РФ (похищение человека, пособничество в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Уголовное дело по ходатайству осужденных рассматривалось с участием коллегии присяжных заседателей.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей осужденные признаны виновными в том, что 3 сентября 2019 года на участке федеральной автодороги «Вилюй» В., Я., С. и Л. (уголовное преследование, в отношении которого прекращено в связи со смертью) догнали на своей автомашине такси, в котором ехал потерпевший А. и, насильно пересадили его в свою машину. После отвезли его на территорию заброшенной скотобойни, где по предложению Т., который пользовался безоговорочным авторитетом, В., Ф., Я. и Л. избили потерпевшего А., нанеся ему не менее 157 ударов руками, ногами, а также деревянной палкой, проволокой и предметом, похожим на металлическую трубу. От полученных травм, осложнившимся травматическим шоком, потерпевший А. скончался в больнице. При этом С. на своем автомобиле перевозил исполнителей преступления, то есть оказал в совершении этого преступления пособничество.
Кроме того, вердиктом коллегии присяжных заседателей подсудимые В., Ф. и Я. признаны виновными в том, что они 4 сентября 2019 на федеральной автомобильной дороге «Вилюй», не дождавшись попутного транспорта, для выезда В. в г. Мирный, угрожая ножом и металлической трубой, отобрали у потерпевшего О. принадлежащий ему автомобиль и уехали.
Несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства Т. и С. вину не признали и отрицали свою причастность к совершенным преступлениям. В., Ф. и Я. вину признали частично лишь в том, что избивали потерпевшего, но от их действий он не мог умереть, Ф. и Я. частично признали, что совершили угон автомобиля, но отрицали факт угроз потерпевшему О., коллегия присяжных заседателей пришла к выводу об их виновности в совершении указанных преступлений и постановила обвинительный вердикт в отношении осужденных.
Вместе с тем, присяжные признали Т. невиновным в совершении преступления предусмотренного ст. 210.1 Уголовного кодекса РФ (занятие высшего положения в преступной иерархии), а также в организации похищения человека (п. «а» ч. 2 ст. 126 Уголовного кодекса РФ).
При назначении наказания суд руководствовался принципами соразмерности, справедливости и гуманизма, характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершенных ими преступлений, данные о личности виновных, состояние их здоровья, характер и степень фактического участия в совершении установленных особо тяжких преступлений, значение этого участия для достижения цели преступления, наличие смягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденных и на условия жизни их семей, и приговорил Т. к 8 годам 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев, В. отменено условное осуждение и путем частичного присоединения неотбытой части окончательно ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 2 года, Ф. путем частичного сложения по совокупности преступлений окончательно назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 15 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Я. на момент совершения преступлений был несовершеннолетним в связи с чем, путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений окончательно ему назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 9 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, С. путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений окончательно назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 10 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
"Также частично удовлетворены гражданские иски потерпевших. Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован сторонами", - сообщает пресс-служба Верховного Суда Республики Саха (Якутия).