Василий Уваров воспитал трех участников Олимпийских игр, был одним из основоположников спортивной школы-интернат в с.Майа, а его воспитанники завоевывали медали на многих Всесоюзных, российских, международных соревнованиях. Его ученик Герман Контоев стал первым чемпионом мира по вольной борьбе в новом веке.
Sakhapress публикует вторую часть интервью с заслуженным тренером Якутии, заслуженным работником физической культуры и спорта России, мастером спорта СССР Василием Петровичем Уваровым. Первая честь доступна по этой ссылке.
- Следующий 1996 год - олимпийский. Началась борьба за путевки на Игры в Атланту. Слышал на чемпионате Европы, у вас произошел инцидент…
- После чемпионата мира до Олимпиады оставался год. Для меня как для тренера была большая ответственность за своих ребят. Путевки мы должны были брать обязательно, а как я один разделюсь на три страны? И поэтому я передал своему другу Николаю Рожину Артура Федорова, сам остался с Германом и Володей.
Давайте расскажу все на чистоту про тот инцидент, что и как было. Итак, март 1996 года. Чемпионат Европы в Будапеште, если Контоев войдет в восьмерку лучших в своем весе, то олимпийская путевка у него в кармане. Я верил в своего воспитанника, но кто же знал, что произойдет в Венгрии…
Жребий выпал так, что Герман в первом круге должен был бороться с россиянином из Дагестана. Тут-то все и началось. Перед поединком ко мне один за другим начали подходить тренеры сборной России с предложением отдать без сопротивления схватку. Я отказался, начались угрозы со стороны горячих кавказских парней вплоть до расправы надо мной и Германом.
Белорусы Александр Медведь и главный тренер Валентин Мурзенков говорят, схватку не отдавай, если отдашь, мы с вами распрощаемся. С начальником спорткомитета Мегино-Кангаласского улуса Павлом Васильевым отправляю Германа для разминки вглубь на третий этаж Дворца спорта, чтобы кавказцы им не мешали.
Перед выходом на ковер смотрю в сторону лоджии Международной федерации борьбы ФИЛА, где сидел Медведь, но его там нет. Мурзенков тоже куда-то испарился. К нам даже известный на весь мир олимпийский чемпион подходил (фамилию называть не буду) и тоже так «ласково» просил отдать встречу, я категорически отказался. В очень жесткой борьбе со счетом 4:3 победителем вышел Контоев. К сожалению, после этого что-то случилось с Германом и он не смог завоевать путевку в Атланту, оставшись на 9 месте.
Дальше был чемпионат Азии в Китае, если пробьются в тройку призеров А.Федоров и В.Торговкин, то становятся обладателями «билетов» на Игры-96. Артур с Н.Н.Рожиным находились в Казахстане, а я вылетел в Бишкек к Володе Торговкину.
Главный тренер сборной Кыргызстана Дженшибек Донбаев поставил нам условия, в весе до 52 кг за путевку будет бороться его сын Нурдин, а мы, если хотим, то можем попробовать свои силы в категории до 48 кг. Володе был 31 год, но несмотря на это, согнав 10 кг, он сделал вес.
А вот сборная Казахстана с опозданием прилетела на взвешивание, и Артур не был допущен до чемпионата. А с каким мучением он согнал вес, знает только Бог.
К нашей радости Торговкин занял третье место и взял олимпийскую путевку. В скором времени за успешное участие в международных соревнованиях Артуру все же отправили именную путевку. Все лето они провели на сборах, получили хорошую нагрузку. Но потом старший тренер казахстанцев Т.Магажанов, попав в автокатастрофу, скоропостижно скончался, а новый тренер М.Надирбеков отказался брать в команду А.Федорова, заменив его местным борцом.
Но казахи не поняли, что путевка именная и никто другой не сможет по ней бороться и только за неделю до Олимпийских игр приходит вызов на Артура, типа, срочно вылетай в Атланту. Пришлось в срочном порядке находить деньги и отправлять его в США вместе с туристами из Якутска. Думаете после такой нервотрепки, он бы выступил успешно? Человек сгонял вес в аэропорту и в самолете, в общем, он отборолся три круга.
Беда случилась и с моим Володей. На последней тренировке он сломал ребро. Но с невыносимой болью он все же вышел на олимпийский ковер. Да, проиграл, хотя была возможность бороться дальше, но решением врачей он был снят с соревнований. К ребятам у меня претензий не было, они сделали все что смогли.
- Я думаю, одним из ваших выдающихся учеников является Герман Контоев…
- Герман начиная с 1995 года ежегодно принимал участие в чемпионатах Европы и мира. Становился победителем нескольких международных турниров серии Гран-при, на протяжении пяти лет являлся первым номером национальной команды Республики Беларусь, был включен в госпрограмму для участия в Олимпиаде в Сиднее.
Главный тренер белорусской команды В.Н. Мурзенков очень верил в него, постоянно говорил, что он сможет стать олимпийским чемпионом или призером. Перед Играми-2000 он побеждал таких топовых атлетов как Намик Абдуллаев и Амиран Карданов.
Через квалификационные турниры он пробился на Олимпийские игры в Австралию, где занял обидное четвертое место. Так как я не прошел аккредитацию на Игры, не смог быть с ним рядом и секундировать ему.
Хочу остановиться на его двух олимпийских схватках. Так, во встрече с американцем С.Хенсоном и греком А.Кардановым мы увидели совсем другого Контоева. Он не атаковал активно, а ждал чего-то и в итоге проиграл совсем малость.
Порой мне становилось не понятно, почему он прислушивается к советам других людей, и пользуется их подсказками на столь ответственных соревнованиях. Так было на чемпионате Европы 1997 года. Один советчик, которого оказалось я хорошо знаю, надоумил его проходить в ноги с дальнего расстояния, он послушал и проиграл. Думаю, на Олимпиаде случилось тоже самое, кто-то «посоветовал» ему поменять тактику борьбы. Даже Мурзенков нечего дельного не подсказал.
Герман мог выдержать любые нагрузки, здоровье у него было богатырское, он практически не уставал. Если бы в Сиднее он работал со своим жестким напором, ему не было бы равных.
После такой обидной неудачи мы все же решили работать на новый четырехлетний цикл. Но и тут опять же появились его «советчики», мол, ты уже старый, тебе ничего не светит и Герман чуть не поверил им. Но мы переубедили его остаться в борьбе, и доказательство этому стало, что в 2001 году он блестяще выиграл чемпионат мира в Софии, став первым чемпионом мира в XXI веке из Якутии. Помните тогда сколько радости он принес якутскому народу?
- Вы работали в Якутском государственном университете, расскажите об этом...
- В 1998 году мы с Николаем Рожиным встретились с ректором ЯГУ Анатолием Алексеевым. Рассказали ему о былых успехах студентов и что сейчас идет большой спад среди студенческого спорта. Анатолий Николаевич понял нас и дал добро на нашу тренерско-преподавательскую работу.
В первый год набрали 15 спортсменов из улусов, на внебюджетные деньги разместили их в общежитии, открыв интернат. В 2000 году к Международным играм «Дети Азии» ввели новый спортивный зал. После этого по нашей просьбе ректор А.Н.Алексеев закупил два комплекта борцовских матов и передал его нам, борцам.
В 2001 именно по нашему наставлению в Институте физической культуры и спорта ЯГУ ввели классификацию "тренер по борьбе", заведующим кафедрой стал мой друг Н.Н.Рожин.
В годы моей работы в ЯГУ команда университета два раза подряд выигрывала чемпионат Республики Саха на призы Н.Н.Тарского, трижды выигрывали общекомандный зачет на студенческом чемпионате России. Чемпионом мира стал Герман Контоев, на чемпионате мира среди студентов в Токио Леонид Спиридонов занял первое место, а Кирилл Павлов - второе, Александр Птицын выполнил норматив мастера спорта РФ международного класса, десятки студентов стали мастерами спорта. У нас тренировался будущий олимпиец Айаал Лазарев, который получил хорошую базовую подготовку и стал мастером спорта России.
- А как вы оказались в Архангельске?
- Во время Олимпиады в Пекине я созвонился со своим учеником Александром Дьячковским, он работал в то время председателем комитета экологии Архангельской области. Сказал, что хочу попробовать работать у них и после всех согласований вылетел в Архангельск. По приезду сразу зашел на прием к губернатору Илье Михальчуку.
Когда он работал мэром Якутска, мы не были знакомы, но на приеме нашли общий язык. Илья Филиппович пригласил министра спорта и директора ШВСМ, я им во всех деталях рассказал о моих планах работы. Нам выделили зал, приехали мои воспитанники Василий Неустроев, Асам Попов, Роберт Окороков, Владислав Петров, Иван Филиппов - все они боролись за эту область. Была создана Федерация спортивной борьбы, стали проводить соревнования и сборы.
Однажды к нам приехал президент Федерации спортивной борьбы России, олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили. Он посетил спортивные залы Архангельска, Северодвинска и Плисецка, подарил спортинвентарь и борцовские маты. С тех пор начали проводить мастер-классы, семинары для тренеров, соревнования среди юношей и взрослых. Пять моих учеников стали мастера спорта РФ.
- Вы еще были директором спортивной школы в Мегино-Кангаласском улусе…
- Когда я вернулся из Архангельска, в Мегино-Кангаласском улусе как раз открылась школа борьбы. Глава улуса В.И.Птицын и его первым заместитель Н.П.Старостин позвали возглавить эту школу и по совместительству работать тренером.
Школу мы открыли в Нижнем Бестяхе. Во многом здесь большую роль сыграло очень удобная логистика: железная дорога, федеральная автомобильная трасса, речной транспорт, много приезжих людей различной национальности, транспортный техникум.
Вольная борьба - спорт №1 в нашей республике и местная муниципальная власть поддержала нас. Был открыт новый спортивный зал борьбы, и тренер Анатолий Олесов стал работать с детьми разных национальностей. Он стал поддерживать связь с родителями, педколлективом, местной властью.
Главой Нижнего Бестяха стал местный Колмаков Ю.Н. Были построены новые спортивные залы в Нижнем Бестяхе и Тюнгюлю, летний спортивный лагерь в Манньыаттахе. При помощи главы улуса Николая Старостина бюджет школы вырос с 240 тысяч до 1,5 млн.
Наши ребята стали ездить на сборы в Дагестан, Осетию, Монголию, Бурятию, Белоруссию, Казахстан. Они стали выступать на различных соревнованиях разного уровня и добились немалых успехов. Благодаря сплоченной работе тренеров, победителями первенства страны стали Алексей и Петр Копыловы, Уйгулаан Иванов, Айсен Винокуров, а братья Копыловы выиграли кадетские первенства Европы и мира.
- Сейчас вы где трудитесь?
- Хоть мне уже восьмой десяток, но я до сих пор тренирую детей в Училище олимпийского резерва имени Р.М.Дмитриева. Мои личные ученики за это время показали следующие результаты:
Станислав Свинобоев, 70-74 кг. - Двукратный победитель юниорских первенств России, бронзовый призер первенства мира среди юниоров, призер международного турнира памяти Д.Коркина. Мастер спорта России.
Даниил Иванов, 92-97 кг. - Бронзовый призер Спартакиады молодежи России, многократный победитель первенств республики и ДВФО. Мастер спорта России.
Эдуард Максимов, 125 кг. - Победитель юниорского тупикового первенства России, многократный победитель первенств республики и ДВФО. Мастер спорта России.
Иннокентий Бабаранов, 65 кг. - Победитель юношеских первенств республики и ДВФО. КМС.
Уйгулаан Протодьяконов, 70 кг. - Призер юниорских первенств республики и ДВФО. КМС.
- Не хотите на заслуженный отдых? Все же 50 лет на тренерской работе в спорте…
- Борцы из кавказских республик, когда заканчивают бороться, начинают работать тренерами в Москве, Санкт-Петербурге, в странах Европы и Азии. И наши борцы по завершении спортивной карьеры могли бы делать также, набираться опыта в других городах и странах, затем вернуться и тренировать молодых борцов у себя дома.
Однако у нас все стараются остаться в республике, и именно в городе. Среди молодых тренеров мало у кого есть свой стиль, своя методика. Некоторые из них пытаются доказать, что тренеры со стажем мешают им работать. Но я думаю так, если, во-первых, я не смогу ничего дать нового своим воспитанникам, если нет мотивации воспитать спортсменов высокого класса, если не смогу работать без отпуска круглый год, вот тогда можно подумать об отдыхе. А пока, покой нам только сниться…