31 мая традиционно в России празднуют День адвокатуры. Адвокатов в судебном процессе по уголовным делам называют защитниками. 24 февраля 2022 года поделило наше время на до и после. У каждого из нас оказалась своя правда. И адвокаты, так же как и многие самоотверженные люди, встали на защиту. На защиту того, что они считают правдой, на защиту людей, которые нуждаются в этом. На защиту всех нас.
Владимир Исаков Сангар: «Вызвали огонь артиллерии на себя»
— За ситуацией в Донбассе наблюдал с 2014 года, переживал, уже тогда появилось первое желание пойти защищать свой народ. После начала СВО решил пойти добровольцем, несмотря на возраст. Решился я на это, когда увидел Аллею Ангелов, узнал о зверствах укронацистов. Я сам отец, меня не могло это оставить равнодушным. Услышал призыв Александра Колесова. До этого боевого опыта не было, хотя служил в Советской армии. В ходе подготовки я получил военную специальность в Ростовской области на полигоне. В начале августа пересекли «ленточку» в с. Макаровка. Буквально на следующий день пришли из «Барса-2». Они набирали добровольцев для выполнения задания. Я вызвался добровольцем.
Нас перебросили для усиления морской пехоты Северного флота. Мы были направлены к с. Сосновка, где были укрепленные позиции нацистов. Это был важный участок, так как через него проходила дорога из Харьковской области в сторону Российской Федерации. Копали окопы с утра и до заката в течение трех дней. Через три дня началась разведка боем со стороны противника. Усилились обстрелы, пытались боем выявить наши позиции. Нас было 10 человек из отряда «Барс-2» и 8 человек морских пехотинцев. В большинстве молодые, отчаянные ребята, готовые бесстрашно защищать свое Отечество. На какое-то время атаки прекратились из-за погодных условий: начался сильный дождь. Но наутро командир морских пехотинцев сказал, что поступила информация о том, что сегодня укронацисты предпримут атаку на нас с целью прорвать оборону. Вероятнее всего, атака будет через наше укрепление, так как мы охраняли дорогу, а она нужна была для движения техники, в том числе тяжелой.
Через несколько часов начался плотный артиллерийский и минометный огонь по нашим позициям со стороны противника. При этом нам очень повезло и никто из нас не пострадал, если не брать в расчет технику и укрепления. Противник использовал ударные БПЛА. Я вел журнал боевых действий. В 09:20 началась атака. В ходе боя мы отбили атаку. Через какое-то время началась вторая атака. Противник пытался, конечно, давить на психику, предлагал сдаваться, обещали хорошее обращение, горячий чай. Они прекрасно знали, что нас мало, условия тяжелые, так как земля была сырой от дождя, было холодно. Но ни у кого из нас не было даже мысли предательски сдаваться врагу. На это мы ответили пулеметной очередью в сторону врага. Дистанция боя была 15–20 метров. Противника становились очень много, во много раз больше чем нас. Стали подходить танки. Но поскольку позиция была минирована, противник не стал их применять и стали их разворачивать.
Во время боя одного нашего пулеметчика ранило (Евгения Кычыгасова, нашего земляка) и убило связиста, ввиду чего связи с нашими не было. Второго пулеметчика Алексея Анисимова из г. Мирный (Эвенк) тоже ранило. Между тем нас начали брать в кольцо. Атака была плотная, численность противника во много раз превышала нашу численность. Командир спросил нас, согласны ли мы вызвать огонь артиллерии на себя. Все ответили согласием, хотя понимали, что скорее всего для нас это будет смертельно.
Мы отправили разведчика в поле, где была связь, он передал информацию нашим. Надо отдать должное артиллеристам — они отработали очень профессионально. Били за окопами и по центру позиции противника. Нас практически не задело. Уже был вечер, разведчик нам сказал, что дозвонился до бригады и нам должны прислать подкрепление к утру. Через какое-то время начался бой недалеко от нас. Мы поняли, что к нам прорывается подкрепление. Когда группа подошла, она передала приказ командования взорвать все блиндажи и эвакуироваться. Мы заминировали все блиндажи. С боем мы отошли к позициям своих, и тогда услышал взрывы заминированных блиндажей. Так прошло боевое крещение. Евгений Кычыгасов умер в госпитале, он был награжден орденом Мужества посмертно.
Дальше я принимал участие в различных боевых действиях, пока не получил ранение в Песках. Видел фильмы про Великую Отечественную войну, там танки, нацисты, я никогда не думал, что увижу это воочию. Страшно, конечно, было, но я всегда думал: если я пойду назад, это будет позор. Очень помогают боевые товарищи, если они могут, то почему я не могу. Надеюсь, после полного восстановления смогу вернуться. Я четко понял, что действительно не бывает атеистов в окопах под огнем. Я стал ближе к Богу, к православной вере. Получил легкие ранения, хотя мог тяжелые, думаю, именно по божьей милости. В госпитале принял христианство. Я твердо убежден: если сейчас враг не будет разбит, фашизм не будет искоренён, то уже враг будет тут, у нас дома.
Сергей Кононов Адвокат: «Такая у русского солдата судьба»
— После окончания вуза я проходил срочную службу по призыву. После был уволен в запас. Когда началась мобилизация, я понял, что меня, возможно, призовут, и начал в ускоренном темпе собираться. И вот 26 сентября 2022 года я получил повестку. К этому моменту я был уже готов, в том числе и морально, подготовил и передал адвокатский архив, отдельные поручения подзащитным. Каких-либо сомнений, идти или нет, у меня не было. Я понимал, что это необходимо. Опыта участия в боевых действиях у меня ранее не было. И вот 27 сентября вместе с мобилизованными земляками мы прилетели в одну из бригад ВДВ, где начали проходить подготовку. Меня распределили на должность снайпера. По окончании подготовки мы прибыли в зону проведения СВО, где я и нахожусь на данный момент. За это время я успел побывать и выполнял задачи в Запорожской и Херсонской областях.
В зоне СВО пришлось столкнуться с многими трудностями. Зима в местном климате хоть и теплее якутской, но из-за своих особенностей была довольно суровой. Тем не менее мы организовали свой быт в окопах и довольно успешно выполняем поставленные задачи.
Здесь нельзя что-либо загадывать наперед. Обстановка может поменяться в любую минуту. Поэтому каких-то далёких планов на дальнейшую послевоенную жизнь пока особо не строю. Хочется победить, выжить и вернуться к работе — адвокатской практике.
Как такового страха нет. Врага мы не боимся. Есть, конечно, чувство тревоги во время обстрелов и столкновений, но делать работу оно не мешает.
Наслышан, что многие коллеги по всей стране уехали за границу, чтобы избежать мобилизации. Бросив своих подзащитных. Я считаю это наивысшим проявлением трусости. Мобилизация прошла не просто так, а в связи с острой необходимостью. Родина позвала только тех, кто ранее служил, давал воинскую присягу и клялся защищать Отечество. Такая у русского солдата судьба. Поэтому всех, кто умышленно «откосил» от участия в СВО, я считаю трусами.
Горжусь земляками – воинами-якутянами. На всех направлениях фронта они показывают высокие боевые качества, смелость и отвагу.
Хочу передать привет всем моим родным и близким, друзьям. Я знаю, что они меня ждут и переживают. Отдельный привет также хочу передать моим подзащитным. За их судьбами продолжаю следить даже с передовой.
Очень хотим быстрее разбить врага. Победить и вернуться домой.
Алишер Ходжаров: «Мы все считаем, что делаем нужное дело»
— Когда началась мобилизация, я добровольцем пошел в военкомат, и мне выдали повестку, не смог остаться в стороне. Сомнений никаких относительно выезда на СВО не было. Тут ни у кого нет сомнений, мы все считаем, что делаем нужное дело, защищаем Родину. Сложностей много, разного характера, держимся как братья, решаем их совместными усилиями. Страх, конечно, присутствует, но это нормально. Мы его преодолеваем, понимая, что по-другому никак нельзя. Мои близкие меня поддержали, ведь я им объяснил, что это настоящий поступок людей, которые ценят свою страну. Людям, которые не находятся в зоне СВО, хочу передать, чтобы ценили мир, берегли друг друга, заботились друг о друге, и чтобы им никогда не пришлось попасть в ситуацию, в которой им бы пришлось не допустить проникновение фашистских взглядов.