В заглавной партии Князь Игоря выступит народный артист РС(Я), лауреат государственной премии им. П. Ойунского Александр ЕМЕЛЬЯНОВ. Мы с ним поговорили о премьерах — прошедших, состоявшихся и грядущих, и вот что он рассказал:
— В 2015 году я должен был петь в премьере «Князя Игоря». Мы готовились везти спектакль в Пекин, в рамках дней культуры Якутии в Китае, а я внезапно заболел, простыл. В роли Князя Игоря с успехом выступил Юрий Баишев. Про успех в Китае вы, наверное, хорошо наслышаны. Но на следующий год мы отправились в Москву, в Великий Новгород, Смоленск, Каунас, Минск, Вильнюс, и я пел Князя Игоря в Большом театре Белоруссии, в Минске, Калининграде, в Светлогорском Янтарь-холле, где проходило закрытие гастролей.
— Минск, Калининград, другие города как принимали? Понравилось там петь?
— Спектакль «Князь Игорь» там прошел на ура. И Минск, и Калининград вообще принимали, что называется, очень. Нас искупали в бурных овациях. Когда мы выступали на сцене Литовского Национального театра, туда люди специально ехали из Эстонии, Латвии, даже из Швеции! А потом еще спрашивали, что за гениальный режиссер поставил классическую оперу в таком эксклюзивном ключе. Успех был ошеломительный. Триумф. Ну так и петь там, конечно, большая честь и одно удовольствие: там театр большой, традиционный, с колоннами и прочими атрибутами, и главное, прекрасной акустикой.
— Вы тогда впервые исполнили князя Игоря?
— Князь Игорь — это партия как раз для моего голоса — для драматического баритона. Так что я исполнял эту партию еще до премьеры 2015 года, в старой постановке, когда дирижировал ныне покойный Сергей Разенков, работавший после Якутска в Хабаровском театре.
— Да, я хорошо помню его.
— У меня есть старая памятная фотография 2007 года, когда я дебютировал в партии Князя Игоря.
— Так вы уже с ним сроднились, с этим образом!
— Я Князя Игоря пел, работая после театра им.Станиславского и Немировича-Данченко в Государственном Ростовском музыкальном театре. Так что у нас с ним, действительно, давняя история.
— Князь Игорь в вашем представлении какой? Повлияли ли на ваше представление об этой личности режиссеры-постановщики?
— Князь — мудрый правитель, конечно. В его окружении есть предатели, а есть и те, кто его поддерживает, — все, как в жизни. Ну и нет, режиссёры особо не влияли, споров у нас не возникало — там же всё понятно. Но если что и было, то по мелочи, какие-то рабочие моменты.
— Чем современная постановка отличается от старой?
— Старая постановка — традиционная, настоящая русская. Андрей Саввич добавил национального колорита и появились хомус, якутский шаман, и все это в дополнение к русским и половецким песням. В роли удаганки выступала хомусистка, виртуоз мира Юлиана Кривошапкина. Князьями были артисты Русского театра, половцами — Саха театра. Андрей Саввич добавил в спектакль настоящий бой, и у нас было поле битвы. Это было очень интересно! Фишка была в том, что он заказал круг с наклоном, и всё действо происходило вокруг него. Он то превращался в гору, то в какой-то подиум, то становился уходящим вдаль кораблем.
— А костюмы?
— Да, и в оформительском плане все поменялось. Костюмы у нас другие. Художник — Сардана Федотова, сценограф —Михаил Егоров.
— Что сейчас в театре происходит? Репетиции идут?
— Каждый день — утром, вечером мы готовим спектакль под руководством художественного руководителя Павла Васьковского.
— Спасибо, Александр!