Активисты Общероссийского народного фронта продолжают контролировать строительство дорог в Якутии в рамках федерального нацпроекта. Так, они отреагировали на сигнал об удручающем состоянии федеральной трассы «Колыма». Подробности о поездке по так называемой «дороге смерти» или «дороге на костях» и ее итогах у себя на странице в соцсети рассказал член ОНФ Антон Жондоров, передают наши коллеги из "Якутия.Инфо".
***
Почти все лето активисты Народного фронта, в рамках поручения президента РФ, следили за ходом строительства новых дорог в столице республики. Но, как известно, люди живут не только в Якутске, но и в других далеких уголках нашей огромной республики. Не так давно в соцсетях «разлетелось» видео об удручающем состоянии ФАД «Колыма», ведущей от Нижнего Бестяха до Магадана.
Посовещавшись, мы с товарищем решили съездить на автомобиле в Усть-Неру и обратно, чтобы своими глазами и телами ощутить легендарную трассу, попутно составив «дефектную ведомость».
Стартовали из Нижнего Бестяха по новой асфальтированной дороге до Чурапчи. Доехав до стелы, обозначающей въезд в район, мы замерили ширину полос асфальта – 621,5 см, обочины – 40 и 48 см. В нашумевшем видео активист обвинил дорожников в «краже полотна», аргументируя тем, что эта дорога относится к третьей категории и должна быть шире. Однако, как выяснилось, данный участок имеет четвертую категорию, и его ширина соответствует всем нормам и ГОСТам.
До Чурапчи мы зафиксировали пять дорожных неровностей в новом асфальте (ямы, волны, провалы), самым серьезным несоответствием оказалась длинная продольная трещина на 111 километре (см. фото на главной). Этот участок необходимо переделать по гарантийному обслуживанию и привести в соответствие.
В самой Чурапче дорога уже откровенно хуже, да и очень много грязи. Особенно бросился в глаза мусор, разбросанный на въезде в райцентр у старого поста ГАИ. Далее асфальт закончился, и федеральная трасса предстала во всей своей неприглядной «красе». Встречалось множество раскисших участков, провалов и т. д. Справедливости ради, надо отметить, что грунт в этом районе пучинистый – повсюду встречается вздыбившаяся земля. По словам местных жителей, во время длительных дождей, проехать по этой дороге становится очень сложно.
На этом фоне неким «оазисом» нас встретил поселок Ытык-Кюель, чистый, ухоженный и с хорошими дорогами. Впереди нас ждала все та же, местами «убитая», грунтовая дорога до паромной переправы в Мегино-Алдане. Путь на пароме через реку Алдан занял примерно полтора часа. А сам паром ходит через каждые три часа. Кстати, в ближайшие годы в этом месте построят мост, об этом сообщил в сентябре глава государства на совещании по развитию дальневосточных городов. Работы будет курировать «Росавтодор».
Съехав с парома, мы оказались на грунтовой дороге, но совершенно другого качества – это практически «асфальт» по сравнению с местами, типа дороги у села Уолба Таттинского улуса. Очевидно, причиной этого выступает более твердый скальный грунт.
Доехав до Хандыги, мы столкнулись с «убитой в хлам» дорогой по всему поселку. Местами там срезали оставшийся кое-где старый асфальт для ямочного ремонта. Как позднее расскажут на встрече в ФКУ Упрдор «Вилюй», эта дорога делалась наспех к спортивным играм, прошедшим в Хандыге в 2003 году. Асфальт впоследствии быстро разрушился по причине отсутствия водостоков, проекта и, в целом, некачественно проведенных работ. По словам дорожников, ремонтировать ее не имеет смысла, так как этот участок нуждается в полной реконструкции.
Дальше по дороге в Теплый ключ нам встретился «островок благополучия» в виде 5 километров нового асфальта, который уложили здесь два года назад. На одном отрезке протяженностью 20 метров появились просадки. По словам дорожников - из-за мерзлотных явлений. В Теплом ключе нам удалось пообщаться с местными жителями, которые в различных красках описали свое неудовлетворение состоянием ФАД «Колыма».
Впереди нас ожидал обед в легендарном придорожном кафе «Куба» Оймяконского района. Если честно, мы сначала проехали мимо него, даже не поняв, что это кафе. Внешний вид «здания» (если этот вагончик вообще можно назвать зданием) откровенно не внушал оптимизма. Однако, зайдя внутрь, мы оказались во вполне уютной атмосфере с шустрым Wi-Fi-ем. Цены на обед здесь значительно выше, чем в столовых, где мы останавливались до этого.
«А что вы хотели? Логистика… попробуй сюда довези продукты», - вступился за ценовую политику кафе заправщик из расположенной неподалеку АЗС.
После отъезда из «Кубы» перед нами предстала завораживающая красота Оймяконских перевалов в окружении снежных гор Верхоянского хребта. Этот участок дороги – самый опасный, именно здесь погибли многие водители. Узкие серпантины требуют максимальной бдительности, особенно зимой во время снегопадов. Одно неверное движение и ваша машина полетит под откос с горы. Вот лишь одна сводка из подобного ДТП:
В дежурную часть Оймяконской ГАИ поступило сообщение, что на автодороге «Колыма» в районе Ольчанского перевала в кювете лежит автомобиль. Выехавшая на место аварии оперативная группа обнаружила перевернувшийся УАЗ, вблизи которого – три уже окоченевших мужских трупа. Выяснилось, что ДТП произошло ночью во время сильного снегопада. Трое жителей п. Усть-Нера, по-видимому, возвращались с охоты, и на скользкой дороге в условиях плохой видимости водитель не сумел справиться с управлением автомашины. УАЗ съехал с проезжей части и полетел с откоса: более двухсот метров машина кувыркалась по обледеневшему склону. Скорее всего, именно тогда из салона выпали пассажиры и водитель.
Проехав через перевалы, мы добрались до конечной точки нашего маршрута – поселка Усть-Нера. Здесь в этом году приступили к укладке новой асфальтовой дороги, протяженностью 13 километров с уличным освещением. Это первый участок автодороги с асфальтобетонным покрытием в Оймяконском районе.
Скрупулезно вписав все выявленные в ходе объезда нарушения в дефектную ведомость, отправились домой в Якутск на встречу с руководством ФКУ Упрдор «Вилюй», которое осуществляет контроль за работой подрядчиков на участках ФАД «Колыма».
Всего дорога заняла у нас три дня. На третий день вечером, проехав в общей сложности почти две тысячи километров, мы уже переправлялись из Бестяха в город.
На совещании под руководством начальника ФКУ Упрдор «Вилюй» Николая Андреева мы представили дефектную ведомость и рассказали о тех проблемах, которые попались нам на пути, попросив принять меры. По словам Николая Ивановича, ФАД «Колыма» досталась их управлению в 2018 году в очень плохом состоянии. Ранее этой дорогой занималось управление дорог Магадана. К сожалению, данное учреждение не справилось со своей вверенной задачей и решением Росавтодора трассу передали ФКУ Упрдор «Вилюй».
По его словам, ФАД «Колыма» до передачи к ним ремонтировалась в год по чайной ложке из-за отсутствия у магаданского управления готовых проектов и правильной организации дорожных работ.
«Когда нам передали трассу мы начали выяснять, что было сделано до нас и оказалось, что прежнее руководство не уделяло должного внимания планированию работ по реконструкции и капитальному ремонту. Неудивительно, что и достаточного финансирования дорога не получала», - вспоминает Андреев.
«За период с 2018 по 2022 годы на ФАД «Колыма» капитально отремонтировали более 150 км дорог и завершили асфальтирование участка трассы от Якутска до Чурапчи. В планах капитальный ремонт дороги до Хандыги. Начато асфальтирование в Усть-Нере, ведется проектирование мостового перехода через реку Алдан, проводится реконструкция автодороги на участках прижимов с переводом с пятой категории на четвертую», - рассказал о проделанной работе и дальнейших планах руководитель Упрдор «Вилюй».
На сегодня в Управлении дорог принято решение делать преимущественно реконструкцию и капитальный ремонт трассы. По мнению Андреева, такой подход принесет больше пользы в долгосрочной перспективе, так как дорожная конструкция будет долговечнее.
«Мы могли бы сейчас отремонтировать проблемные участки, например, в Таттинском районе в рамках ремонта с грунтовым покрытием, но это решение будет только временным выходом из ситуации», - отметил Николай Андреев.
Среди прочих факторов, влияющих на состояние дороги, упрдоровцы выделяют сложные климатические условия, отсутствие пункта весогабаритного контроля, потому что транспорт сейчас двигается с большим перегрузом, а также неграмотную работу по гидромелиоративным мероприятиям на реке Таатта.
К примеру, этой весной в Чурапче накопили двадцать миллионов кубометров воды при необходимых десяти, избыток воды местные власти слили по весне, в результате размыло дамбу и затопило почти 10 километров трассы в Таттинском районе.
Как рассказал главный инженер ФКУ «Упрдор Вилюй» Александр Дерес, пришлось на неделю закрывать проезд на этом участке и выполнять срочные аварийные работы по пропуску воды прямо через дорогу и восстанавливать ее после этого. Людей силами МЧС перевозили на лодках и «подушках».
В итоге за все это пришлось заплатить из бюджета республики, хотя этой ситуации, по его словам, вполне можно было бы избежать при грамотном подходе мелиораторов в виде слаженной работы по пропуску воды на каскадах водохранилищ.
Учитывая сокращение дорожного бюджета в связи с внешнеполитической ситуацией, в ФКУ Упрдор «Вилюй» планируют в ближайшие два года довести асфальтовую дорогу до 250 километра ФАД «Колыма». Сейчас проекты находятся на стадии прохождения главгосэкспертизы.
Полностью заасфальтировать всю трассу до поселка Хандыга, с учетом строительства моста через реку Алдан, они планируют к 2030 году, что, конечно, выглядит достаточно оптимистичными планами.