Министр сельского хозяйства и продовольственной политики республики Артём Александров обсудил актуальные вопросы, стоящие перед аграрным сектором республики, с руководителями предприятий АПК, крупных фермерских хозяйств и улусных управлений сельского хозяйства. Об этом корреспонденту Sakhapress сообщили в пресс-службе министерства.
«Наращивание объемов местной продукции, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, внедрение новых технологий, цифровизация АПК – в зоне пристального внимания. Наша общая задача – не только сохранить набранный темп развития, но и содействовать дальнейшему росту, тем самым обеспечить выполнение задач, поставленных Главой республики Айсеном Николаевым», - отметил министр.
Далее министр представил проект стратегического Указа Главы Республики Саха (Якутия) «О развитии местного производства товаров и услуг в Республике Саха (Якутия)» и проект Концепции развития сельского хозяйства Арктической зоны РС(Я).
Как пояснил Артем Александров, проект Указа «О развитии местного производства товаров и услуг в Республике Саха (Якутия)» разделен условно на 6 блоков – по отраслям, где сельское хозяйство представлено в трёх блоках.
Во-первых, к 2029 году объем производства мясной и молочной продукции должно увеличиться на 30%.
«Главой республики поставлена задача увеличить объем продукции местных сельхозтоваропроизводителей не менее чем на треть. Достижению этой цели будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов и создание не менее 15 территорий развития местного производства. Больницы, детские сады и школы должны обеспечиваться местной продукцией во всех населенных пунктах республики. На сегодня проводится анализ обеспеченности социальных учреждений местной продукцией в разрезе муниципальных районов. Внедрение новых инструментов должно повысить долю местных продуктов питания в государственных закупках до 25%, в муниципальных закупках - до 50%» - сообщил Артем Александров.
Также он добавил, что с повестки не снимается проблема отсутствия подготовленных сельхозугодий. За 5 лет в оборот вовлечено 15,4 тысяч га выбывших земель, из них в 2022 году – 4,42 тысяч га. А общая площадь неиспользуемых угодий по итогам прошлого года составила 286,4 тысяч га или 17,5% от общей площади сельскохозяйственных угодий.
Необходимо интенсифицировать освоение и вовлечение в оборот заброшенных сельскохозяйственных угодий. Так к 2029 году будут проведены культуртехнические работы на 5 тысячах гектарах пашен, 12 тысячах гектарах сенокосных угодий и пастбищ, гидромелиоративные работы – на 5 тысячах гектарах сельскохозяйственных угодий.
Во-вторых, по информации министра, для вывода на внешний рынок новых биотехнологических продуктов совместно с научными центрами будет организовано производство видов биотехнологических продуктов, в том числе в сфере пищевой промышленности и ветеринарии.
«Необходимо выстроить работу по производству органической и сублимированной продукции, потенциал республики в этом направлении достаточно широкий. Также будем работать в направлении внедрения наукоемких технологии в агропромышленном комплексе» - сказал Артем Александров.
В третьих, в целях цифровой трансформации агропромышленного комплекса, министр заявил о необходимости оцифровать схему рационального размещения производственных объектов сельского хозяйства на Единой геоплатформе республики с применением технологии искусственного интеллекта, создать единую систему мониторинга за движением и состоянием сельскохозяйственных животных на территории республики, внедрить беспилотные технологии, в том числе беспилотные авиационные системы, при аэрофотосъемке для контроля за качеством использования сельскохозяйственных земель, агрохимической обработке, создать единую цифровую платформу, позволяющую обеспечить прозрачность и результативность оказания государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, создать систему информационно-консультационной сети в сельской местности по принципу «одного окна».
По поводу Концепции развития сельского хозяйства Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, министр отметил, что для эффективной реализации мероприятий Концепции определены 4 цели: достижение устойчивого роста отраслей сельского хозяйства, сохранение и дальнейшее развитие охотничьего промысла и звероводства, повышение уровня самообеспеченности арктических районов продовольственными товарами местного производства до 30% и увеличение экспортного потенциала арктического традиционного природопользования.
По словам министра, в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства объем финансирования из госбюджета республики 13 арктических улусов за 2022 год составил 1 млрд. 412 млн. рублей, в том числе субвенции – 957 млн. рублей, что составляет 10% от общего объема финансирования госпрограммы из госбюджета республики. Со стороны местных бюджетов 13 улусов объем финансирования составил 163 млн. рублей, или 20 % от совокупного объема вложений 34 МР и 2 ГО. Так, совокупный объем бюджетных вложений в сельское хозяйство 13 арктических улусов за 2022 год составил 1,5 млрд. рублей. Отметим, что за 2021 год объем вложений составил 1,2 млрд. рублей.
За последние 10 лет доля 13 арктических улусов в объеме валовой продукции сельского хозяйства республики снизилась от 5,5 до 3,8 процентов и составила 1 млрд. 050 млн. рублей, что ниже объема бюджетных вложений в сельское хозяйство. Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в целом по республике составил 98%, в 13 арктических улусах – 68% - то есть допущено снижение физического объема сельхозпроизводства за 10 лет на 31%.
Доля арктических улусов в общей площади сенокосных угодий по данным региональной госсистемы управления земельными ресурсами на составляет около 11% (86 тыс. га), в общей площади пастбищ – 8% (62 тыс. га).
«К сожалению, из-за ускоренной деградации мерзлотных почв в условиях глобального потепления объем заготовки сена в арктических улусах за последние 10 лет сократился в более чем в 2,5 раза до 13 тыс. тонн.
Это привело к ускоренному снижению поголовья КРС от 8,6 до 4,8 тыс. голов, лошадей – от 20 до 15,2 тыс. голов. С другой стороны, поголовье оленей в арктических улусах сохраняется на уровне 126 тыс. голов. Также за 10 лет резко сократился объем валового надоя молока от 7,5 до 3,8 тонн. Предпринимаемые меры по поддержке скороспелых отраслей привели к приросту поголовья птицы от 1,5 до 6,5 тысяч голов и производства яиц от 269 до 714 тыс. штук за последние 5 лет. Но поголовье свиней за этот же период снизилось от 175 до 55 голов. Также отмечается низкий уровень участия хозяйств арктических улусов в конкурсных отборах по прямым субсидиям, где имеются производственные критерии» - сообщил министр.
Например, за 2012-2018 годы в республике было предоставлено 698 грантов начинающим фермерам, из них 27 грантов – жителям арктических улусов (4%). За 2012-2023 годы предоставлено 273 гранта семейным фермам, из них 11 – жителям арктических улусов (4%). Доля арктических улусов заметно возросла по гранту «Агростартап» - около 10% (15 из 151).
За 2017-2023 годы предоставлено 296 грантов на строительство конебаз, из них 27 – хозяйствам арктических улусов (9%).
Далее Артем Александров рассказал о подходах по внесению изменений в закон о переданных отдельных государственных полномочиях по поддержке сельскохозяйственного производства,
«В новых экономических условиях необходимо в целом пересмотреть подходы по исполнению переданных полномочий. Сегодня министерством прорабатываются ряд предложений по внесению изменений в Закон о переданных полномочиях» - отметил министр.
Во-первых, перейти на расчет нормативов формирования субвенции на основе прогнозных данных на начало очередного финансового года, то есть отойти от действующего расчета в среднем за три года по агротехнологическим работам в части посевных, табунному коневодству, свиноводству и скотоводству в 1 группе районов.
Тем самым, при формировании прогноза социального экономического развития по блоку «Сельское хозяйство» органам местного самоуправления необходимо будет уделить особое внимание основным показателям.
Во-вторых, наделить правом выбора органы местного самоуправления в части определения предоставления средств государственной поддержки «субсидии на молоко» или «субсидии на поголовье» по муниципальному району/городскому округу в целом или по каждому сельскому поселению, входящим в состав муниципального района/городского округа.
В-третьих, в дополнение к предыдущему предложению установить единый показатель эффективности – достижение положительного индекса производства продукции сельского хозяйства и/или прироста производства продукции сельского хозяйства.
Подводя итог встречи, министр отметил, что состоявшийся диалог позволил сформировать представление о текущей ситуации и перспективах развития отрасли, о том, какие шаги Министерство намерено предпринять в нынешней ситуации.
«Результат нашей с вами работы оценивается эффективностью реализации государственной программы развития сельского хозяйства, в первую очередь, оценивается по выполнению целевых индикаторов Госпрограммы. Хочу остановиться в организации работы с территориальными органами государственной статистики. Осуществление переданных полномочий помимо доведения бюджетных средств, предполагает и ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств», - подчеркнул Артем Александров.