В Национальном центре аудиовизуального наследия народов Якутии состоялась торжественная церемония сдачи и приёма кинодокументов. Мероприятие было приурочено к профессиональному празднику – Всемирному дню аудиовизуального наследия, отмечаемого 27 октября.
По словам руководителя учреждения Степана Москвитина, Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) им. И.С. Жараева является единственным в Дальневосточном регионе России учреждением культуры, профессионально занимающимся сбором, хранением и систематизацией всех кинодокументов о Якутии. Фонд центра признан объектом национального культурного достояния народов республики. До 2016 года Национальный центр аудиовизуального наследия народов Якутии был известен, как Государственное национальное хранилище кинодокументов о РС(Я) (Госкинохранилище).
А начало всему положил первый президент республики Михаил Ефимович Николаев, подписавший в апреле 1997 года Указ «О государственном национальном хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия) Комитета по кинематографии при Правительстве Республики Саха (Якутия)», – рассказывает Степан Иванович. – И сегодня мы в очередной раз удивляемся и восхищаемся прозорливостью нашего первого президента, осознавшего актуальность создания именно специализированного хранилища кинодокументов о Якутии. Кадры прошлых лет как никогда востребованы именно в наше время, когда информация практически уже невозможна без визуального сопровождения. С тех прошло уже 26 лет, мы давно нуждаемся в здании, которое могло бы соответствовать специфическим требованиям нашей работы. На сегодня у нас описаны и хранятся несколько сотен тысяч единиц учёта, а каждый год мы принимаем примерно 600 киновидеодокументов.
В этот день в фонд Центра свои киновидеоматериалы сдали отличник радио и телевидения СССР, первая из женщин-саха тележурналист Елена Андреевна Лебёдкина, писатель, краевед из Верхоянского улуса Геннадий Тимофеевич Степанов, а также автор этих строк. Каждый из дарителей рассказал вкратце о переданных ими материалах, истории их создания.
С особым вниманием собравшиеся выслушали выступление ветерана радио и телевидения, которая была одной из первых журналистов Гостелерадио ЯАССР, начавших снимать телеочерки. Елена Андреевна накануне справила очередной День рождения и пришла на мероприятие с родной сестрой – Альбиной Андреевной Лебёдкиной. Оказалось, что ещё в советское время Елена Андреевна сняла на плёнку свадьбу сестры, а затем сделала на её основе документальный фильм. Запечатлённая на плёнку якутская национальная свадьба вызвала большой интерес. По словам Елены Андреевны, там в кадре присутствуют все якутские знаменитости в молодости.
Такого же внимания удостоились и другие её телеочерки, сделанные во второй половине 60-х годов ХХ века. В частности, лента об Этери Орджоникидзе, снятая во время единственного приезда в Якутию приёмной дочери Серго Орджоникидзе. Документальный фильм о Герое Советского Союза Фёдоре Попове. “Руководство Мегино-Кангаласского района добилось нашей командировки на Украину и в Белоруссию, – рассказывает Елена Лебёдкина. – Как раз чуть ли не по тем местам, где сегодня воюют наши мальчики. Украина в те годы была очень богатой республикой, а в соседней Белоруссии была совсем иная картина. Я до сих пор не могу без волнения вспоминать, как нас радушно встречали в Белорусии, где похоронен Фёдор Попов... Помню, как с нами поехала родственница Фёдора Кузьмича, привёзшая на могилу горсть земли с его родного алааса. Как она шла по площади с этой горсточкой родной земли, и плакали все собравшиеся...
– Во время одной из командировок в Чурапчу я сидела в приёмной, – продолжает рассказ Елена Андреевна. – Вдруг чуть ли не пинком открывается дверь начальника и оттуда выходит сердитый человек. На нём была военная гимнастёрка с портупеей, а на ногах скрипучие сапоги. Я спросила – кто это? Мне ответили, что это заведующий детским садом. Так я впервые увидела легендарного артиллериста, гвардии сержанта Гавриила Дмитриевича Протодьяконова, представленного за подвиг во время Сталинградской битвы к званию Героя Советского Союза. Многие даже тогда не верили ему, считали чуть ли не фантазёром. Мол, как он мог в одиночку подбить несколько знаменитых фашистских танков “Тигр”. Я была заинтригована. Узнала, где живёт, села в прикреплённую за нами машину и поехала к нему домой. Нас встретила радушная хозяйка, милая русская женщина с чудесным говором. Гавриил Дмитриевич подошёл позже. Я взялась было сделать о нём киноочерк, но мне сверху строго запретили снимать о нём. Начала было возмущаться, но меня отправили в Москву на учёбу. На повышение квалификации. И я попала в первый набор тележурналистов, в русскую группу, которые учились в новеньком Останкинском телецентре. Кстати, окончила учёбу с красным дипломом и стала единственной представительницей народа саха, выступавшей на Первом канале Всесоюзного телевидения.
Мы с Геннадием Степановым рассказали о содержании своих фильмов, предыстории их создания. Я, в частности, передал Национальному центру аудиовизуального наследия народов Якутии документальные ленты, снятые по моему сценарию. Это “Лингвист” режиссёра Эдуарда Новикова, “Институт строить молодым” (реж. Анатолий Спиридонов) и “Воин. Учитель. Летописец” (реж. Иван Кривогорницын).
На очереди передача и оформление других наших документальных фильмов. Для наших с моим продюсером и женой Надеждой Дмитриевной киновидеодокументов открыт специальный фонд со своим официальным номером.
Я ещё раз искренне поздравляю всех работников Центра с профессиональным праздником! Желаю успехов в дальнейшей скрупулёзной работе по сохранению нашей общей народной памяти.
Алексей Амбросьев-Сиэн Мунду, писатель, переводчик, сценарист
Фотографии предоставлены Национальным центром аудиовизуального наследия народов РС(Я) им. И.С. Жараева.