В редакцию SAKHAPRESS обратилась Надежда Степановна, проживающая в Якутске (все имена изменены – ред.) Вот чем она поделилась:
- Вам пишут люди с разными жизненными ситуациями, поэтому я тоже решила обратиться в вашу редакцию. Я хочу поделиться не просто определенной жизненной историей, а хочу рассказать о том, как мне пришлось поработать полгода продавцом. Хочу поведать, насколько это тяжелая и неблагодарная работа и, прежде всего, в моральном и психологическом плане. О том, что некоторые люди не понимают насколько тяжело работать продавцом, и прежде чем хамить людям этой профессии, немного призадумались…
Так получилось, что выйдя на пенсию, я уволилась со своей работы и почти два года просидела дома. Но мой муж - бюджетник, зарплата у него небольшая, поэтому денег, конечно, стало не хватать. У нас с моим супругом Кешей двое детей - старшая дочка замужем, младший сын учится в институте. Пенсия у меня небольшая, впрочем, как у многих. В семье стало не хватать средств, хотя мы пытались на всем экономить. Но квартира у нас в ипотеку, хоть и осталось платить два года, в месяц на выплату уходит почти восемь тысяч рублей. А еще ведь нужно каждый месяц оплачивать квартплату, за интернет, покупать продукты. Сын уже большой и сейчас молодежь тоже хочет хорошо одеваться, иметь более-менее нормальные смартфоны и т.д. Нет, наш сын Димка – скромный парень, сам не просит ничего такого дорогого. Но мы ведь с мужем понимаем, что и ему тоже хочется выглядеть хотя бы более-менее нормально.
В общем, я стала искать работу, но как выяснилось, пенсионерам очень сложно ее найти. Вроде еще не старая, выгляжу молодо, энергичная, но женщину после 50-ти никто не хочет брать. В общем, кроме вакансии продавца, меня никуда не брали. Да и то, женщину-пенсионерку на работу продавцом не каждый работодатель возьмет. У меня высшее образование, но для работы продавцом это не имеет значение. Но мне повезло, меня взяли продавцом-консультантом в один из мебельных магазинов Якутска. В первый же день работы, мне сразу объяснили, в чем состоят мои обязанности. Самое важное – это установление контакта с покупателем, быстрый анализ его потребностей и презентация мебели. Консультант мебельного магазина должен знать всю продукцию своего магазина, знать стандарты и размеры мебели. Давать при необходимости полную информацию о мебели, а также информацию по сопутствующим темам.
Если сказать коротко, мы должны познакомить покупателя с той мебелью, которую он хочет приобрести. Поэтому продавец-консультант должен знать не только о том, что это за мебель, но знать все цвета дерева. А их, как выяснилось, очень много. Я уже к концу первой недели знала, что цветовые решения для корпусной мебели во многом определяет текстура дерева. Бук, венге, орех и дуб - это далеко не все названия цветов древесины, из которой делают предметы интерьера. Но не стоит вдаваться во все тонкости специфики работы продавца-консультанта мебельного магазина, скажу коротко – ты должен убедить покупателя, что та мебель, которую он пожелал купить или ты ему порекомендовал - самая лучшая, красивая и надежная. Именно консультанты доводят покупателя до кассира, и тогда при подсчете зарплаты идет прибавка в размере 5% от стоимости мебели. Фиксированная зарплата у нас была 35 тысяч рублей и плюс проценты от сделок. Казалось бы, все хорошо: больше продал - больше получил.
Но заработать эти самые проценты оказалось не таким легким делом. Нас, новеньких консультантов было тогда двое – я и еще одна женщина. Остальные продавцы проработали от года и более, поэтому у них уже был «намыленный глаз». Они сразу видели «перспективного покупателя» и ни за что его не отдавали нам, новеньким. А нам отдавали тех, с кем сделки выходили очень редко. Помню, как пришел покупатель – пожилой мужчина, и я его сразу «взяла на себя», так обрадовалась. Этому покупателю нужен был хороший и недорогой диван. Так я с ним ходила по залам магазина почти два часа, показывала и рекомендовала ему почти все, что он мог бы купить, очень старалась. Он на все диваны сам приседал, качался, в общем, проверял. А знаете, что в конце концов мне сказал: «Спасибо вам, но у вас все же очень дорогие диваны, я пойду посмотрю в другие магазины». Вот тогда я поняла, почему опытные продавцы его не захотели взять себе. Но зато помню, как я через два дня все же обошла наших опытных продавцов. Зашла в магазин совсем молоденькая девушка, как студентка - такая смешная, в очках. Никто не хотел ее брать, а я сразу к ней подбежала. Все равно, покупателей мало было. Так она так быстро выбрала столько мебели, при этом ей предлагать то особо не пришлось. Так что не всегда срабатывает понятие «неперспективный покупатель».
Знаете, в обязанности продавца-консультанта входит не только обслуживание покупателей, но и уход за мебелью. С утра мы приходили за час до открытия магазина и приводили мебель в порядок – протирали, ценники поправляли и т.д. Обедали прямо на работе, по очереди, на это было положено минут 20-30. Тяжело приходилось консультантам «курильщикам», им разрешали выходить за целый день работы на «перекур» только три раза, а иначе штраф. Еще могли оштрафовать за многое, к примеру, если два консультанта стоят вместе и просто общаются. Это называлось, что ты не работаешь. Нельзя было просто так сидеть, это уже «простой».
Но самое главное, с чем пришлось столкнуться – это покупатели. За полгода работы каких только неадекватных людей я не встретила! Как-то пришла в магазин супружеская пара – муж с женой. Очень хорошо и солидно одетые, я их тогда решила перехватить, так как наши опытные консультанты были заняты. Мужчина сразу мне сказал, что они хотели бы присмотреть шкаф-купе. Но я их и спросила: «На какую сумму рассчитываете?». И тут его жена, с виду приличная дамочка, как набросилась на меня: «А что вы этим хотите сказать – вы в наш кошелек заглядываете или посчитали нас нищебродами?». И при этом так зло и пренебрежительно посмотрела на меня. Я ей постаралась спокойно объяснить: «Извините, но у нас шкафы по разной цене, мне же нужно знать, что вам можно предложить». И вдруг эта женщина как закричит на меня: «Да вас кто-то просил нам что-то предлагать! Вы только обслуживающий персонал и не надо нам ничего предлагать, мы сами не слепые и видим все шкафы, а ваше дело – отвечать на наши вопросы и все». Ее муж начал ее успокаивать, типа что ты так раскричалась, а она не унималась. В общем, я отошла от них, думаю, пусть сами разбираются. И все это заметила наш старший продавец-консультант. Она подошла к этой семейной паре, и сама начала с ними о чем-то разговаривать. В общем, мне потом от старшего продавца влетело - она сказала, что я не умею разговаривать с покупателями, надо всегда сохранять спокойствие. И за это меня тоже «штрафанули». За полгода я сама убедилась, что работа продавца - очень тяжелая в психологическом и моральном плане. Приходится выслушивать от покупателей неадекватные слова в свой адрес, маты и даже угрозы.
В общем, тогда меня хватило проработать только на полгода. Сейчас я часто сталкиваюсь в супермаркетах и продуктовых магазинах, как часто оскорбляют и ругаются с продавцами и кассирами. Да, и они попадаются разные, иногда бывают тоже не правы. Но чаще сами покупатели как будто вымещают на продавцов свою злость и негатив, считая их просто обслуживающим персоналом. А ведь немало продавцов, которые имеют высшее образование, которые вынуждены работать в таких условиях, потому что другой работы не могут найти. Поэтому хочу посоветовать на личном опыте – прежде, чем выплеснуть свой негатив и показать свое превосходство, подумайте: «А прав ли я?». Может со стороны вы выглядите намного глупее, бескультурнее, чем этот продавец?! А лично я нашла работу уборщицы - убираюсь в офисах по 3 часа в день и иду домой. Да, зарплата небольшая, но зато чувствую себя опять человеком...