В Ил Тумэне состоялся Круглый стол на тему: «Политехническое образование как важный фактор эффективной подготовки молодежи к труду в современных условиях».
В президиум дискуссионной площадки вошли заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) – председатель постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев, заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - председатель постоянного комитета по государственному строительству и законодательству Афанасий Владимиров, председатель постоянного комитета по науке и образованию Антонина Григорьева, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов.
В работе круглого стола приняли участие министр экономики республики Пётр Попов, заместитель министра финансов Елена Хиль, руководитель отдела проектно-правового обеспечения и государственной службы Министерства промышленности и геологии республики Татьяна Захарова, министр по делам молодёжи и социальным коммуникациям Пётр Шамаев, начальник отдела мониторинга и развития образования Управления образования Окружной администрации г. Якутска Ольга Сухаринова, народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители профильных министерств и ведомств, научных и образовательных учреждений.
Открывая круглый стол, Антонина Григорьева отметила, что в соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ и со стратегией развития образования Республики Саха (Якутия), Поручением Главы региона Айсена Николаева в области образования, политехническое направление в образовании приобретает особую актуальность.
«Политехническое образование – это принцип организации содержания преподавания общеобразовательных учебных предметов, выступающий как фундамент в последующей профессиональной подготовке», – сообщила парламентарий.
Народный депутат Якутии Антонина Григорьева отметила, что в настоящее время в промышленности отчетливо наблюдается дефицит высококвалифицированных инженерных кадров, в связи с чем, необходима долгосрочная кадровая политика.
Антонина Афанасьевна сообщила, что республика одним из первых регионов России приняла в 2020 году концепцию политехнического образования в Республике Саха (Якутия), где большую работу провела общественная организация «Некоммерческое партнерство школ политехнической направленности Республики Саха (Якутия)». Требуется разработка новой нормативно-правовой, законодательной базы, заключение договоров между участниками данного проекта, совершенствование обеспечения материально-технической базы школ, повышение квалификации преподавательского состава.
Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов отметил передовой опыт республики в создании образовательных программ в профильной подготовке и профессиональной ориентации школьников специальностям, востребованным в промышленности. Также в силу региональной специфики у Якутии богатая практика по подготовке будущих кадров для сельского хозяйства и традиционных отраслей народов Севера.
"Помимо этого, в республике в последние годы широко применяются профориентационные методики в области ИТ, также в сотрудничестве с крупными добывающими компаниями реализуются совместные практикориентированные программы изучения новых технологий в производстве", - сообщил вице-премьер Якутии.
Первый заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) Алевтина Аргунова рассказала о работе, проводимой в сфере политехнического образования в целях эффективной подготовки молодежи к труду в современных условиях.
Она сообщила, что в 2020 году коллегией Министерством образования и науки Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция политехнического образования. В 2022 году статус политехнических школ закреплен в Законе «Об образовании в Республике Саха (Якутия)»
С целью подготовки местных квалифицированных кадров и ранней целенаправленной профориентационной работы школьников с 8 по 11 классы разработан проект «Школьный старт в профессию» в рамках республиканского проекта «Местные кадры в промышленность».
Начиная с 2023-2024 года запущен федеральный проект «Единая модель профессиональной ориентации – профориентационного минимума».
Также в республике проведена работа по:
― утверждению региональной модели управления внедрением профминимума на основании приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 14.08.2023 г. № 01-03/1789 «О назначении ответственных за внедрение Единой модели профессиональной ориентации – профориентационного минимума в образовательные организации Республики Саха (Якутия) на 2023/2024 учебный год»;
― определению перечня школ, участвующих во внедрении профминимума в 2023-2024 учебном году (приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 24.10.2023 г. №01-03/2479 «Об утверждении перечня образовательных организаций Республики Саха (Якутия), внедряющих Единую модель профориентации в 2023/24 учебном году»);
― проведению установочного совещания с представителями ОМСУ РС(Я), директорами школ о реализации профминимума;
― назначению муниципальных и школьных координаторов, ответственных за реализацию профминимума.
По словам директора Саха политехнического лицея Надежды Тимофеевой, качественная ранняя профессиональная подготовка школьников по инженерии и технологии на сегодняшний день отсутствует. В связи с этим она поддержала работу, проводимую министерством образования по открытию классов и школ в промышленных предприятиях.
Директор Сунтарского политехнического лицея-интерната Олег Сосин озвучил предложения по сотрудничеству промышленных компаний с политехническими образовательными учреждениями:
― начать работу по разработке закона о дуальном образовании в республике с привлечением всех заинтересованных сторон, нужно инициировать принятие такого закона в Российской Федерации;
― рассмотреть механизм взаимодействия промышленных предприятий с политехническими образовательными учреждениями;
― создать условия для развития производственных и творческих навыков обучающихся;
― проводить занятия со специалистами разных предприятий с учащимися, педагогами, мастерами производственного обучения;
― помощь промышленных предприятий в решении проблемы с педагогическими кадрами.
Директор Намской СОШ №1 имени И.С. Гаврильева Николай Парников сказал, что политехническая школа – это ядро успешного обучения в высших и средних учебных заведениях политехнической направленности и основа успешного обучения после окончания школы. Он отметил, что должны быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие методы стимулирования образовательных учреждений политехнической направленности.
«Министерству образования совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) необходимо определить механизмы по дополнительному финансированию школ за счёт внебюджетных источников и источников внебюджетного поступления. Целесообразно внедрить в политехнических школах современные системы менеджмента. Кроме того, предлагаю организовать целевое обучение выпускников политехнических школ 9 и 11 классов в вузах и средних учебных заведениях России с последующим трудоустройством в компаниях Якутии. Важно создавать условия воспитания и укрепления здоровья учащихся с участием компаний», – резюмировал директор школы.
Директор Бердигестяхской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов им. А. Осипова Анджелика Гаврильева обратила внимание на важность внедрения в обучение предмету «Технология» современных направлений, таких как 3-D моделирование и проектирование, управление станком ЧПУ и швейной машиной с программным обеспечением, управление беспилотным летательным аппаратом, программирование летательного аппарата, CALS-технологии, дистанционное зондирование, робототехника, моделирование компьютерных игр, разработка мобильных приложений и создание мультипликационных фильмов.
По итогам представленной информации и обсуждений народные депутаты республики проголосовали за принятие рекомендаций Круглого стола.
Министерству образования и науки Якутии рекомендовано по итогам рейтингования политехнических школ, предусмотреть объем дополнительного финансирования, а также рассмотреть возможность разработки республиканской программы для высших и средних профессиональных образовательных организаций по подготовке педагогических кадров политехнических профилей по современным и традиционным технологиям.
Министерству промышленности и геологии Якутии рекомендовано оказать содействие в прикреплении политехнических образовательных организаций с целью развития дуального образования к крупным промышленным компаниям. Наладить работу с крупными промышленными компаниями по оказанию финансовой поддержки образовательным организациям политехнической направленности.
Антонина Григорьева, подытоживая Круглый стол, сказала, что необходимо в кратчайшие сроки постараться внедрить модель политехнического образования и контролировать разработку программы по этому направлению.