Подразделение службы СЦБ, связи и информатизации АК «Железные дороги Якутии» – дистанция сигнализации, централизации и блокировки занимается обслуживанием технических средств автоматики и телемеханики, обеспечивающих безопасность движения поездов. Это значит, что работы у коллектива дистанции более чем достаточно. Чтобы всегда горели светофоры, стрелки переводились вовремя и туда, куда дали команду, железнодорожная автоматика не подводила даже в суровых погодных условиях, добросовестно выполняют свои задачи специалисты СЦБ. Возглавляет коллектив дистанции Александр Иванович Филиппов, потомственный железнодорожник, приехавший пять лет назад на якутскую магистраль с Восточно-Сибирской железной дороги.
Наша встреча с Александром Ивановичем состоялась на его рабочем месте, хотя назвать так небольшой кабинет в производственном здании ЖДЯ по улице Тополиной можно весьма условно – из-за специфики работы застать там начальника дистанции СЦБ непросто. Вот и накануне весь день был на выезде. Не удивительно, что на проходной, когда спросила, где найти Филиппова, предупредили: «Ну, это сложно…»
– Работа не кабинетная у меня, редко, когда сижу. Летом вообще два месяца здесь не появлялся. Семью – на Байкал, а сам в разъездах, – комментирует Александр Иванович.
Дистанция сигнализации, централизации и блокировки обслуживает устройства СЦБ на всем участке якутской железной дороги от Нерюнгри до Нижнего Бестяха. Иными словами, отвечает за правильную работу средств железнодорожной автоматики и телемеханики, состояние которых напрямую влияет на своевременность и безопасность перевозок грузов и пассажиров.
– Любая неисправность нашего оборудования приводит к задержке движения грузового и пассажирского железнодорожного транспорта, – рассказывает Александр Иванович. – Поэтому мы стремимся не допускать отказов в работе технических средств. Это достигается своевременным текущим обслуживанием, качественным ремонтом устройств, обучением персонала. Неисправность – это, грубо говоря, уже ЧП. Если такое случилось, механик выезжает на линию и устраняет.
А они, эти устройства, с каждым годом усложняются, на смену ручному управлению стрелками и сигналами приходит автоматика, дистанции оборудуются современными микропроцессорными системами. Кстати, именно на якутской железной дороге – на станции Денисовский впервые в России была внедрена уникальная технология, позволяющая устройствам СЦБ работать при экстремально низких температурах. Еще три года назад на станции Алдан был ручной метод управления перевозочным процессом – дежурный бегал по парку, составитель готовил маршруты. В 2020 году была внедрена централизация, теперь дежурный по станции управляет движением, не выходя из рабочего кабинета: «Нажимает кнопочки», – улыбается Александр Иванович. «Но на семи разьездах южного участка пока стоят жезловые аппараты и ручные стрелки. Оставшиеся 15 станций и разьездов оборудованы микропроцессорной централизацией, на каждой станции дежурный непосредственно следит за состоянием устройств СЦБ через монитор компьютера. От Томмота до Бестяха у нас полуавтоблокировка, там таких дежурных по парку уже нет – все цифровое», – поясняет мой собеседник.
С внедрением современных технологий «эсцэбэшникам» приходится расширять багаж знаний, осваивать новое оборудование. Вот где не обойтись без практики и грамотных наставников, считает начальник дистанции. Но, отмечает, сегодня многие производственные сферы, в том числе и железные дороги, испытывают нехватку в опытных кадрах.
– Молодые специалисты приходят, а закрепить не за кем – практиков нет, чтобы показали все от а до я. Ведь теория – это одно, а увидеть процесс воочию – совсем другое. На каждой станции свои нюансы, практика очень нужна. Мне повезло, я вырос на железной дороге, и у меня были старшие коллеги, которые всю жизнь отдали ей, прошли через все ступени профессионального роста, так что я многому научился. Но якутская железная дорога – молодая, и таких опытных наставников здесь мало, – делится Александр Иванович.
Признается: волнует и то, что молодые кадры и сами не хотят долго оставаться в коллективе, часто недооценивая работу подразделения. «Хорошо, когда строится новый объект, всю автоматику можно изнутри посмотреть, но плохо, что молодежь у нас не задерживается. Вроде объяснишь, все расскажешь, а они поработают немного и уходят. На их место приходят другие, и все начинается заново…», – сетует собеседник.
Тем не менее, несмотря на текучку, коллектив дистанции старается добиваться улучшения многих показателей. Так, объем работ текущей эксплуатации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и мероприятия по грозозащите выполнены в полном объеме. В настоящее время дистанция обслуживает 22 раздельных пункта, из них 15, оборудованных системой МПЦ, 7 – с ключевой зависимостью стрелок. В этом году выполнялись строительно-монтажные работы по вводу новой станции Тит.
Сегодня в дистанции СЦБ трудятся 15 человек, пять из них – в Алдане, четыре специалиста в Нерюнгри и шесть – в Нижнем Бестяхе. В зоне их ответственности 475 км полуавтоматической блокировки, 316 км электрожезловой системы, 255 централизованных стрелок на 15 станциях, оборудованных МПЦ, 21 стрелка на 7 станциях с ключевой зависимостью, 424 светофора.
Коллектив дистанции в основном молодой. Но есть и те, кому опыта не занимать, как, например, Владимир Кириллович Максимов, старший электромеханик, чей стаж на предприятии уже почти 20 лет. «Вот он здесь, по Алданскому цеху, командир, от Нимныра до Карбыкана, знает все тонкости работы на этом участке», – характеризует своего коллегу Александр Иванович. Или старший электромеханик в Нижнем Бестяхе Ньургун Михайлович Марков, инженер Василий Николаевич Захаров. Пришел с РЖД и работает заместителем ШЧ в Нерюнгри Сергей Петрович Бортников.
К слову, немного запутавшись в аббревиатуре, интересуюсь у собеседника, почему СЦБ – это ШЧ? Смеется: да потому что «шнурки», «шнуровая часть». Привет из далекого прошлого, когда семафорами на железной дороге управляли связисты, дергая за шнуры, в смысле, провода на коммутаторах. Такие приспособления давно сменила автоматика, ну а название так и осталось.
Сотрудники дистанции работают в любое время и при любой погоде, обслуживая оборудование и преодолевая транспортные проблемы, неся большую ответственность за работу технических средств.
– Проведение ремонтных работ в хозяйстве автоматики и телемеханики включает в себя как плановое обслуживание устройств по графику, так и их текущий ремонт в случае выхода из строя. Каждая работа имеет свою периодичность. Скажем, стрелки на плотность прижатия остряка проверяются раз в две недели. Есть виды ремонтных работ, которые непосредственно должен выполнять старший электромеханик. Но поскольку штата не хватает, мы друг другу во всем помогаем. Случаются и незапланированные ремонты. Например, летом, бывает, что гроза выбивает наши устройства, они сгорают от высоких атмосферных разрядов. И так как опыт в основном у меня и у начальника службы Евгения Арсентьевича Тихонова, на такие мероприятия мы выезжаем сами, – объясняет начальник дистанции специфику работы своего подразделения.
«Вы – строгий руководитель?» – спрашиваю. «Бывает, как без этого…», – улыбается Александр Иванович. Отмечает: приходится иногда приучать коллег к трудовой дисциплине, без нее на железной дороге никак, тем более, если это касается вопросов безопасности, ведь последствия проявленной халатности могут быть печальными.
На железной дороге Александр Иванович Филиппов уже больше 20 лет. Рассказывает, перед ним, представителем железнодорожной династии, вопрос о выборе профессии после окончания школы и службы в армии долго не стоял. Родители всю жизнь трудились на Восточно-Сибирской железной дороге, две сестры Александра, кроме еще одной, младшей, – тоже железнодорожницы. Отец 24 года отработал механиком и сына позвал на стальную магистраль.
«Я служил на Тихоокеанском флоте, и подумывал остаться. Но отец сказал: приезжай, на работу возьмут. После демобилизации – а это было в 2000 году – пришел работать на станцию Мишиха. Это маленькая станция на берегу Байкала, всего 12 стрелок, – вспоминает Александр Иванович. – Взяли с условием, что буду учиться. Поступил в Улан-Удэнский железнодорожный техникум, учился и работал».
Начинал свою трудовую деятельность новоиспеченный железнодорожник электромонтером, в 2004 году стал механиком, через два года – старшим механиком, в 2013-м – уже начальником участка. За это время изучил все тонкости профессии, набрался богатого опыта. Отработав на ВСЖД почти 19 лет, пройдя по пути профессионального роста практически всю Слюдянскую дистанцию, Александр Иванович решил круто поменять обстановку и приехал работать на якутскую железную дорогу. Здесь трудится двоюродный брат, который, приезжая в гости, много рассказывал об АЯМе. Так, 1 июля 2019 года стало первым рабочим днем Филиппова в Акционерной компании «Железные дороги Якутии». Год он проработал инженером в службе СЦБ, связи и информатизации, а затем возглавил дистанцию СЦБ. Поначалу, вспоминает Александр Иванович, долго привыкали к новым условиям: семья большая, трое детей, зарплаты не хватало, но со временем все устроилось. «Обратно в Слюдянку уже не хочется», – признается мой герой, говоря о плюсах жизни и перспективах развития железной дороги в Якутии.
Отмечает, очень нравится, что в республике развито спортивное направление: и лыжи, и коньки, и бассейн, и многое другое. Словом, есть хорошие возможности для занятий спортом детей. Но главное, с переездом появилось больше времени на семью. «Я по максимуму стараюсь уделять внимание семье, на РЖД такой возможности не было, все время занимала работа: поездов много, нагрузка большая, круглые сутки на ногах», – делится Александр Иванович. Многие его мечты сегодня связаны с семьей. Подрастает сынишка – из-за проблем со здоровьем ребенок особенный и требует много родительского внимания. Кстати, супруга Александра Ивановича – тоже железнодорожница, работала дежурной по станции на ВСЖД, а сейчас, конечно, все время посвятила сыну. Дочь-девятиклассница хорошо рисует, занимается на художественном отделении в детской школе искусств, к тому же в этом учебном году выпускнице предстоит сдавать государственные экзамены. Получив профессию в Улан-Удэ, к родителям в Алдан приехала старшая дочь. Правда, к молодому поколению династии железнодорожников она не примкнула, выбрав другую стезю, но, говорит Александр Иванович, в большой семье есть, кому поддержать профессию.
И еще одну мечту лелеет начальник дистанции СЦБ: чтобы добавился штат и автомобиль. «Тогда бы мы стали более мобильными, эффективнее планировали свою работу и могли сделать больше», – считает собеседник. Иначе, признается, порой обидно бывает, когда люди чувствуют недооцененность своей работы.