Сегодня, 22 ноября, начиная с 2000 года, в России стало традицией отмечать День психолога. Именно в этот день в далеком 1996 году состоялся учредительный съезд Российского психологического общества. Главная задача праздника – еще раз напомнить людям о важности этой востребованной профессии.
Вызов времени
Востребованность профессии «психолог» увеличивается в геометрической прогрессии. Об этом говорит и тот факт, что в Институте психологии при СВФУ им. Аммосова открываются новые программы и новые направления обучения. Сегодня там готовят специалистов разных профилей: социальных педагогов-психологов, клинических психологов, психологов девиантного поведения, психологов служебной деятельности. Ведь наше общество разнообразно и настает день, когда его представителям вне зависимости от рода деятельности и возраста становится необходима помощь и консультация квалифицированного психолога. Особенно в современной реальности, когда наука и техника не стоят на месте, зависимостей негативного характера стало больше, растет рождаемость неполноценных по здоровью детей, да и общество стареет за счет улучшения качества жизни, когда пожилым людям также нужна помощь геронтопсихолога.
Осознанный выбор
В зависимости от уровня специализации психологи работают с различными проблемами и возрастами. Заблуждается тот, кто думает, что в психологах нуждаются лишь отрицательные личности с так называемым «девиантным» поведением - поведением, не укладывающемся в общепринятые нормы, осуждаемым обществом. Это далеко не так.
Казалось бы, зачем одаренному человеку, тем более ребенку - психолог? Ведь родители души в нем не чают. Но если заглянуть во внутрь, то квалифицированный специалист-психолог может найти и у них очень много проблем, с которыми одаренные дети пытаются бороться самостоятельно, ибо боятся быть непонятыми среди своих сверстников, учителей и родителей.
Начиная с 2019 года в Институте психологии при СВФУ открылась специальная магистерская программа «Психология и педагогика образования одаренных детей», готовящая психологов, педагогов, консультантов, исследователей в данной области для создания благоприятной среды для их роста и успеха. Студенты проходят практику там, где учатся одаренные дети, таких как Специализированный учебный научный центр СВФУ (университетский лицей), Высшая школа музыки, балетная школа им. Посельских, лицеи и гимназии республики. В канун профессионального праздника психологов мы встретились с магистрантом выпускного курса Института психологии по данной программе – дважды финалисткой Всероссийского студенческого конкурса «Я – профессионал!» Аделией Неустроевой. Вот что она нам рассказала о своем выборе:
- Как сказал Джон Голсуорси, «Психология – это выражение словами того, чего нельзя ими выразить». Так вот, это действительно творческая профессия, требующая работы как над внутренним миром человека, так и над влиянием внешних факторов. Для выбора данной программы у меня было три фактора.
Во-первых, будучи активисткой школы, мимо меня не прошли научно-практические конференции, олимпиады, международные интеллектуальные игры. Поддержка и опора родного Таттинского улуса, родной ЫКСОШ №1, учителей и родителей позволили мне увидеть расширенные возможности школьной жизни как бы с позиции «способного и даже одаренного ребенка». И поэтому, как никто другой, понимаю нужду в психологической поддержке одаренных детей, их педагогическом сопровождении, которые позволили бы раскрыться способностям, реализовать свой потенциал, при этом не упуская социализации, расширения кругозора и понимания своей личности и возможностей самим ребенком.
Во-вторых, я принадлежу к педагогической династии Неустроевых, начало которой положила моя бабушка Соловьева Анна Николаевна. Поэтому для меня было важно стать частью педагогического коллектива в третьем поколении. Моя мама Неустроева Александра Алексеевна – прекрасный и мудрый учитель, замдиректора школы по учебной работе. Я росла в окружении образовательной деятельности и в детстве больше играла не в «дочки-матери», а «школа-ученик-учитель». Так, судьба меня связала с педагогической деятельностью, можно сказать, генетически, но с «изюминкой» в виде психологической направленности.
В-третьих, программа «Психология и педагогика образования одаренных детей» привлекла мое внимание сразу. Тем более, что она стала реализовываться в родном институте с 2019 года, когда я училась на втором курсе бакалавриата.
Одаренные дети часто сталкиваются с трудностями в социализации и даже в обучении, как это странно ни звучало. Ведь они не как все, у них свой мир, куда не всяк вхож. Одаренность сама по себе не стандарт, ненормальность и девиация (отклонение от нормы). И мы, психологи, должны помочь им раскрыть свой потенциал и достичь успеха. Если вовремя не составить индивидуальную программу развития одаренного ребенка, то последствия могут быть не самыми лучшими. Поэтому психолог, который работает с такими детьми, должен быть готов к тому, что придется постоянно учиться, совершенствоваться, чтобы быть не только конкурентоспособным специалистом, но и найти общий язык с постоянно развивающимся поколением.
Что касается наших преподавателей, то это люди современных взглядов, высоко ценят творческий подход, выслушают любую точку зрения, они многогранны и всесторонни. С моим мнением согласятся не только студенты нашего института. Мне не раз приходилось слышать положительные отклики от студентов других учебных подразделений – института математики и информатики, инженерно-технического института и тд, например.
Сейчас я, конечно, сконцентрирована на учебе, но уже рассматриваю возможности трудоустройства педагога-психолога в школе. Вакантные места есть и будут, на школьных психологах огромный спрос. А далее хотелось бы попробовать себя в исследовании одаренности детей в лаборатории Малой академии наук республики. Также рассматриваю возможность преподавательской деятельности в высшем учебном заведении, так как уже имела опыт работы в этой области во время производственной практики. Для полной квалификации на данный момент получаю параллельно специализацию «Психология и педагогика Высшей школы». А мечтой моей является открытие своего собственного психологического центра. Реализация этой мечты трудна не только из-за высокой конкуренции при своей актуальности, но и из-за необходимости наличия значительных ресурсов. Тем не менее, для реализации своей мечты я уже делаю первые шаги – учусь, чтобы получить соответствующее образование.
* * *
Вот такие специалисты растут и продолжат дело своих наставников-преподавателей. Мы поздравляем всех психологов «разных мастей» с их профессиональным праздником и желаем успехов в их интересном и благородном творчестве.