Уже в эту субботу в Театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллона покажут великолепную оперу «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. В спектакле дебютирует молодая солистка оперы Мария Шапошникова, которая буквально на днях, в феврале этого года, стала лауреатом 2 степени VI Международного вокального конкурса «Всемирное музыкальное наследие», посвященного 180-летию Н.А. Римского-Корсакова. То есть, получив признание на конкурсе вокалистов международного класса, обладательница высокого сопрано Мария Шапошникова сразу шагнула на сцену якутского театра в образе красавицы Марфы Собакиной — молоденькой, хрупкой, прекрасной. Выходит, нам выпадает счастливый шанс стать свидетелями ее большого успеха.
С ней и поговорили об этом — о том, какой она видит свою Марфу, о любви, коварстве и вечности. И, конечно, о темных временах и нравах. — Мария, эта опера уводит нас в какие-то очень далекие и не очень понятные нам времена Ивана Грозного. И конечно, в ней очень лихо закручен сюжет. А вы не думаете, что эта опера устарела? Всё-таки, знаете ли, XXI век на дворе, и многое из нравов того времени трудно принять сердцем…
— А мне кажется, что нет никакой разницы между переживаниями людей что двести, триста лет назад, что сегодня. Всё меняется, да. Но не меняется душа человека. Его вера, надежда, любовь, ревность и ненависть — эти понятия были всегда. Это, на мой взгляд, и есть связь времён. А историю, я в этом убеждена, нельзя забывать. И, кроме того, это увлекательное путешествие сквозь века — в другие эпохи. — Редкая возможность очутиться в машине времени?
— Конечно! Тем более, что спектакль такой яркий и красочный!
— А видели уже свой костюм? Помогает ли костюм войти в образ?
— Костюмы, конечно, в нашем театре невероятные, сами увидите. Очень красивые. И это, между прочим, тоже — своеобразная машина времени, связь эпох. Но больше всего помогает войти в образ сама история, изучение тех событий, глубокое погружение в них.
— Расскажите, пожалуйста, немного поподробнее!
— Это, можно сказать, исторический роман, подлинная история третьей жены царя Ивана Грозного Марфы Собакиной, самой несчастной из всех его несчастных жён. Действие оперы происходит в Александровской слободе осенью 1572 года. И это — первые смотрины на Руси! Говоря современным языком, практически конкурс «Мисс Россия». — Кстати, да.
— И вот тогда со всей Руси были собраны две тысячи девушек, из которых отобрали только 12, а среди них — Дуняшу и Марфу.
И я хочу заметить, что если в своих сказочных операх Римский-Корсаков как бы сопоставляет реальность и фантастику, то в «Царской невесте» этого нет. Никакой фантастики, никакой сказочности. Всё основано на жизненных, реальных драматических конфликтах.
— Какова ваша героиня? Какой вы ее видите?
— В спектакле есть две линии. Первая — это Марфа, Лыков, Собакин. Марфа в опере — главное лицо, самый глубокий, трагический женский образ. Почти такой же, как Снегурочка. Она неспособна бороться с судьбой, ее женская доля — отказ от любимого и смирение. Роль Марфы очень непроста, нужно исполнить её психологически, драматически и вокально — виртуозно.
Ну а Грязной и Любаша — это вторая линия, им свойственна необузданная страсть, и оба они склонны к решительным разрушительным действиям.
— Значит, всё-таки всё решается на небесах? Всему — своя воля, своя судьба?
— Ну вот смотрите. В первой арии звучат светлые воспоминания Марфы о «детстве в зеленом саду», они переплетаются с нежной памятью о любви. Но уже слышится лейтмотив «златых венцов», которые не суждено примерить на себя ни ей, ни Ване. Вторая ария Марфы — трагический монолог Царской невесты. Отравленной и потерявшей рассудок, ей видятся «небо как шатер», безоблачные картины недавнего счастья. Вот этот лейтмотив «златых венцов» сопровождает Марфу до конца оперы. Любовь Марфы гибнет, становится бессмысленной жертвой темных людских страстей в ту страшную историческую эпоху.
— Мария, а вы, когда переступили порог ГТОиБ, мечтали о роли Марфы?
— Вы знаете, я шла к этой партии осознанно. Ещё со студенческих времён мы рассматривали и разучивали арии с моим педагогом, профессором, народной артисткой РСФСР, СССР, РС(Я) Анегиной Егоровной Ильиной-Дмитриевой.
— А в театре?
— А в театре мы оттачивали технику с художественным руководителем вокальной труппы и наставником — народной артисткой РФ и РС(Я) Альбиной Михайловной Борисовой-Кычкиной.
— И как вы готовились к своей роли нынче? Вы же незадолго до выхода на сцену театра участвовали в конкурсе вокалистов…
— Да, в прошлом году я стала ассистентом-стажёром (аспиранткой) Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Там занимаюсь академическим вокалом у доцента кафедры Яны Александровны Мамоновой, там и подготовила партию Царской невесты. И хочу сказать спасибо большое моим педагогам за кропотливый труд, за их теплоту, за искренние наставления и за терпение и любовь к своему делу.
— Как проходят репетиции с приглашёнными дирижером из Уфы Германом Кимом?
— До позднего вечера. Смотрю, многие горожане уже спят, когда мы возвращаемся домой из театра. — Хотите что-то пожелать нашим зрителям?
— С большим волнением и трепетом приглашаю всех на нашу оперу, которая состоится совсем скоро, уже в эту субботу 16 марта. Я желаю вам всем, мои дорогие зрители, сильных эмоций и самых замечательных впечатлений. Обещаю, что все это у вас будет! С любовью к вам, ваша Мария Шапошникова.
— Спасибо за беседу, Мария! Удачи вам и успехов!