В парламенте Якутии состоялось расширенное заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации под председательством Юрия Николаева.
Участниками расширенного заседания рассмотрен проекта закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», который представил и. о. министра финансов республики Иван Алексеев. Ранее проект главного финансового документа обсужден на заседаниях комитетов Ил Тумэн.
Он сообщил, что законопроект разработан на основе прогноза социально-экономического развития, государственных программ, прогнозных показателей главных администраторов доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Расчет предельных базовых бюджетных ассигнований на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов осуществлен с учетом следующих подходов:
- за основу предельных базовых бюджетных ассигнований на 2025 и 2026 годы приняты объемы в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью государственного бюджета РС (Я) на плановый период 2025 и 2026 годов. На 2027 год - на уровне сводной бюджетной росписи 2026 года без учета расходов за счет целевых безвозмездных поступлений;
- в 2027 году средства на возможное финансовое обеспечение расходных обязательств в целях софинансирования при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предусмотрены составе зарезервированных бюджетных ассигнований;
- дорожный фонд Якутии сформирован с увеличением в размере прогнозируемого объема доходов государственного бюджета на сумму 125 712,9 тыс. рублей в 2025 году, на сумму 130 548,4 тыс. рублей в 2026 году, в сумме 143 248,3 тыс. рублей в 2027 году;
- расходы за счет экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду в составе зарезервированных бюджетных ассигнований сформированы с увеличением на сумму 31 419,8 тыс. рублей в 2025 году, на сумму 31 863,9 тыс. рублей в 2026 году, на сумму 40 234,7 тыс. рублей в 2027 году;
- учтены решения Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период от 16 июля 2024 года.
Иван Алексеев добавил, что параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов будут уточняться по итогам рассмотрения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», в том числе при окончательном определении Министерством финансов РФ объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Таким образом, предлагается утвердить данный законопроект:
- доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2025 год в сумме 291 284 872,4 тыс. рублей, на 2026 год – 311 989 907,6 тыс. рублей, на 2027 год – 307 786 859,1 тыс. рублей;
- общий объем расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2025 год в сумме 294 042 891,0 тыс. рублей, 2026 год – 314 364 481,3 тыс. рублей, 2027 год – 310 161 432,8 тыс. рублей.
Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составит в 2025 году (-)2 758 018,6 тыс. рублей, в 2026 году – (-) 2 374 573,7 тыс. рублей, в 2027 году – (-) 2 374 573,7 тыс. рублей.
Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составит в 2025 году (+) 2 758 018,6 тыс. рублей, в 2026 году – (+) 2 374 573,7 тыс. рублей, в 2027 году – (+) 2 374 573,7 тыс. рублей.
В ходе обсуждения проекта закона народные депутаты Якутии задали уточняющие вопросы.
Елена Голомарева отметила, что в рассматриваемом финансовом документе не отражены многие жизнеобеспечивающие вопросы для арктических территорий: субсидирование перелетов в арктические районы; финансирование на поддержание работы логистических центров; не предусмотрены финансовые средства для выезда талантливых и одаренных детей Арктики на республиканские мероприятия. Вторая проблема, отмеченная парламентарием, о ветеринарных службах арктических районов, которые были сокращены. Елена Голомарева подчеркнула, что ответственные за каждый арктический район ветстанции находятся в других районах республики. Ветеринарная служба напрямую связана со здоровьем и благополучием населения, особенно это актуально, когда эпизоотическое благополучие республики остается напряженным, соответственно и продовольственная безопасность продукции сельского хозяйства. Единственным способом недопущения сибирской язвы и других опасных заболеваний является 100% вакцинация всего поголовья домашних животных и контроль захоронений.
Светлана Давыдова обратила внимание на лекарственное обеспечение, отметив, что отображенная сумма менее на 30% от необходимой в 2025 году. Народный депутат Якутии подчеркнула, что от льготного лекарственного обеспечения напрямую зависит здоровье и жизни людей и внесла предложение о 100% утверждении необходимой суммы на лекарственное обеспечение в бюджете 2026 года в режиме первого чтения.
Иван Данилов задал вопрос по прогнозным суммам не освоенных средств межбюджетных трансфертов муниципальных образований на конец текущего года и уточнился по перечню госгарантий республики перед 8 стратегическими предприятиями.
О применении новых механизмов при субсидировании сельского хозяйства, в частности, о выделении субсидии на приобретение поголовья скота и за сдачу молока поинтересовался Дмитрий Поисеев, отметив, что по параметрам от сдачи молока и по количеству поголовья скота произошло снижение порядка 3 %: «Районам республики крайне важно финансирование сельского хозяйства посредством субсидирования».
Алена Атласова отметила, что в рассматриваемом законопроекте есть существенное сокращение финансов на социально-экономическое развитие республики, в частности по поддержке семьи и детей в сравнении с бюджетом 2024 года. Парламентарий подчеркнула, что в документе не отражены программа по поддержке молодых пар, заключающих брак с 1 января 2025 года, а также средства на единовременные выплаты для многодетных семей взамен выделяемых земельных участков. Также Алена Атласова напомнила о необходимости финансирования дополнительных мер поддержки на бесплатный проезд и питание для детей из многодетных семей и возмещения им жилищно-коммунальных услуг.
Александр Корякин обратил внимание на субсидирование коммунального комплекса, которая должна быть в приоритете при утверждении нового бюджета, так как касается жизнеобеспечения и безопасности всего населения республики. Однако, как отметил парламентарий, средства на субсидию коммунального комплекса выделены в недостаточном объеме.
С предложением ввода новых подходов к формированию бюджета республики, а именно утверждение бюджета в полном объеме с направлением поступающих доходов на погашение государственного долга выступил Гаврил Алексеев. Он привел в пример кредитование жизнеобеспечивающих организаций по субсидиям организациям коммунального комплекса (далее - ОКК), для которых процентная ставка гораздо выше, нежели процентная ставка которую может получить республика. Таким образом, по мнению парламентария, произойдет существенная экономия государственных средств, а все дополнительные расходы будут учитываться при корректировке бюджета: «Жилищно-коммунальное хозяйство испытывает острый дефицит по субсидиям коммунального комплекса, а в бюджете данные средства в дефиците. Одной из причин повышения тарифа на жилищно-коммунальные услуги являются кредиты организаций жилищно-коммунального хозяйства на субсидии ОКК. Нами прогнозируется рост тарифов услуг по перевозке груза для жилищно-коммунального комплекса по автозимнику республики на 30-40% в 2025 году из-за задолженностей текущего года. Поэтому предлагаю поменять подходы к формированию бюджета».
Юрий Николаев добавил, что за 2024 год остаются не погашенными задолженность по субсидии организациям коммунального комплекса в сумме 15 млрд. рублей.
Председатель правительства республики Кирилл Бычков сообщил, что из-за недофинансирования бюджета по ОКК возник ряд проблем по закрытию задолженности до конца текущего года, отметив, что ко второму чтению данного законопроекта необходимо обеспечить не менее 70% на покрытие субсидирования ОКК в 2025 году.
«Требуется применить необходимые меры по оптимизации затрат по тем статьям бюджета, которые испытывают дефицит финансовых средств, но при этом являются ежегодно возрастающими», - сообщил Кирилл Бычков.
Олег Марков задал вопрос о необходимости финансирования нового детского телеканала НВК «Саха», который уже начал свою работу, а также обратил внимание на объективную дифференциацию заработной платы работникам бюджетной сферы. В частности он отметил отставание по заработной плате работников телеканала от целевой группы бюджетных работников республики.
Никита Тимофеев спросил о механизмах финансирования нового Ленского моста, на строительство которого в рассматриваемом финансовом документе предусмотрено свыше 5 млрд. рублей и уточнился, будут ли привлечены для этого заемные средства.
Министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев пояснил, что в рамках концессионного соглашения средства на строительство выделяются также и из федерального бюджета. В 2025 году они составят порядка 1.3 млрд. рублей. В настоящее время планируется привлечение 5 млрд. рублей по кредитной линии Сбербанка России.
На вопрос Василия Егорова, по какой причине идет уменьшение финансирования на сферу образования и спорта республики и.о. министра финансов республики ответил, что уменьшение средств на спорт обусловлено проведением VIII Международных спортивных игр «Дети Азии», которые в следующем году проводиться не будут.
Анатолий Николаев поинтересовался финансированием специализированных научных центров (СУНЦ) на базе СВФУ.
Антонина Григорьева выступила с вопросом по параметрам бюджета госпрограммы образования и науки республики, а также подчеркнула, что по государственной программе о сохранении и развитии государственных языков республики была направлена заявка на 120 млн. рублей, но в законопроекте в режиме первого чтения отображена сумма лишь в 100 т.р.
Министр финансов Якутии Иван Алексеев отметил, что по всем заданным народными депутатами вопросам и замечаниям будет проведена работа ко второму чтению бюджета с учетом сумм федеральных дотаций, итогом которой должна стать сбалансированность главного финансового документа республики ко второму чтению в Госсобрании Ил Тумэн.
Далее с содокладом выступила председатель Счетной палаты Республики Саха (Якутия) Алена Федорова, сообщив, что заключение счетной палаты содержит 16 аналитических заключений, которые представлены в парламент Якутии 15 октября.
Она отметила, что существенная положительная динамика отмечается по налогам на имущество организаций на 2025 год и планируется в сумме 15 млрд. рублей, а указанные расходы в сумме 17,8 миллиардов рублей ниже прогнозируемых. Программные мероприятия занимают в реализации бюджета порядка 90%, при этом в проекте закона планируемое финансирование в полном объеме предусмотрено только по двум госпрограммам. Существенное снижение отмечается по 4 программам: о сохранении и развитии государственных языков Республики Саха (Якутия); по профилактике правонарушений; по формированию комфортной городской среды; о развитии сельского хозяйства.
«Учитывая существенную сумму дефицита в 27 млрд. рублей всех госпрограмм республики, дорастить их финансирование до уровня 2024 ко второму чтению года будет тяжело, об этом необходимо говорить открыто», - сказала Алена Федорова.
Как констатировала председатель счетной палаты Якутии, отрицательной динамикой отмечается учет не всех положений основополагающего Указа Президента РФ № 309 от 7 мая 2024 года «О национальных целях и развитии РФ на период 2030 года и на перспективу до 2036 года». Как указано в заключении счетной палаты, не указаны субсидии на: строительство и модернизацию конструкций питьевого водоснабжения; стимулирование программ жилищного строительства, на организацию отдыха детей в каникулярное время; на софинансирование организации мероприятий муниципальных программ развития форм производства; на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; не заложены средства на субсидии по организации обеспечения воздушной транспортной доступности из населенных пунктов расположенных в арктической зоне.
Иван Данилов выступил с пожеланиями о необходимости учета замечаний из заключения счетной палаты Якутии по законопроекту о бюджете. Он подчеркнул, что в первом чтении законопроекта имеются существенные упущения по вопросам развития Арктики, а также указал на необходимость исполнения всех программных мероприятий отраженных в бюджете.
Елена Голомарева обратилась к Председателю Правительства РС (Я) Кириллу Бычкову о необходимости обеспечения финансирования программ арктических районов республики: «Нам необходимо обеспечить продовольственную безопасность арктических районов, которые в самых отдаленных поселениях уже испытывают дефицит жизнеобеспечивающих продуктов питания. Исполнение вопросов, которые поставил наш Ил Дархан по оснащению торгово-логистических центров, также требует особого внимания. Их необходимо не только ввести в работу, но и поддержать в обеспечении штатными единицами».
Парламентарий подчеркнула необходимость создания рабочей правительственной комиссии по вопросу восстановления ветеринарных служб в арктических районах для решения назревшей проблемы ко второму чтению бюджета.
Члены профильного комитета поддержали инициативу Елены Голомаревой и приняли решение включить в проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) рекомендации, предусматривающие бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий госпрограммы по развитию Арктической зоны республики и всех арктических разделов госпрограмм Республики Саха (Якутия) в объемах не ниже утвержденных в 2024 году.
По итогам рассмотрения и обсуждения законопроекта члены бюджетного комитета Ил Тумэна приняли решение поддержать и рекомендовать к принятию проект бюджета на 2025 год и плановые 2026–2027 годы в первом чтении.
В обсуждении также приняли участие члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители профильных ведомств.
Материал дополняется.