В рамках девятого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) 23 октября 2024 года состоялся правительственный час на тему «О состоянии, проблемных вопросах и планах развития животноводства в Республике Саха (Якутия)» под председательством спикера парламента Алексея Еремеева.
Алексей Еремеев во вступительном слове подчеркнул, что вопрос развития сельского хозяйства, проблемы и планы развития отрасли всегда находятся в поле внимания парламента республики. Проведение правительственного часа по новому регламенту в рамках пленарного заседания парламента приведет к более тесному взаимодействию законодательной и исполнительной власти в вопросах совершенствования законотворчества для решения проблемных вопросов и дальнейшего развития республики.
С основным докладом по теме правительственного часа выступил министр сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) Артем Александров.
Он проинформировал, что на долю животноводства приходится 67 процентов валовой продукции сельского хозяйства республики. За последние 6 лет объем продукции животноводства возрос от 18 до 22 млрд. рублей. В составе продукции животноводства на долю сельхозорганизаций приходится 36 процентов, фермерских хозяйств – 22 процента, хозяйств населения – 42 процента.
Годовой объем реализация на убой КРС за 6 лет возрос от 18 до 20 тысяч тонн. Валовой надой молока снизился на 8 процентов до 153 тысяч тонн, объем заготовки молока – на 22 процента до 61,5 тысяч тонн.
За этот же период поголовье КРС сократилось на 13 процентов - до 159 тысяч голов, в том числе коров на 4 процента - до 67,5 тысяч голов.
При этом, как отметил министр, в последние годы значительно возросли ставки субсидии на поддержку скотоводства, что в основном направляется через субвенции муниципальным районам по 4 направлениям:
- ставка субсидии на заготовку молока за 6 лет возросла от 35 до 60 рублей за 1 кг, с этого года обеспечен прирост до 65 рублей;
- ставка субсидии на поголовье коров организованным формам в арктических районах возросла от 30 до 45 тысяч рублей на 1 голову, в промышленных районах – от 20 до 45 тысяч рублей на 1 голову;
- с 2021 года внедрена новая субсидия для ЛПХ по ставке 35 тысяч рублей на 1 голову коровы, в прошлом году она возросла до 37 тысяч рублей, в этом году – до 45 тысяч рублей для арктических и промышленных районов и 39 тысяч рублей для иных районов;
- с 2022 году внедрена субсидия на заготовку мяса КРС по ставке 70 рублей за 1 кг. Общий объем субвенций по 4 направлениям скотоводства за 6 лет возрос от 2,8 до 4,9 млрд. рублей.
Объем инвестиционной поддержки скотоводства в прошлом году составил 257 млн. рублей, в этом году обеспечено значительное увеличение до 867 млн. рублей.
Одной из причин снижения показателей скотоводства при увеличении объема финансирования министр сельского хозяйства назвал рост диспаритета цен на продукцию местных производителей и на ресурсы, используемые в отрасли.
Например, за 2018-2023 годы индекс цен на местную продукцию животноводства составил всего 111 процентов. А индекс цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельхозорганизациями Якутии, составил 145 процентов. Стоимость тракторов возросла на 70 проц., кормов – на 63 проц., на электроэнергию – на 57 проц., ГСМ – в 1,5 раза. В результате уровень рентабельности сельхозорганизаций без учета субсидий сохраняется на уровне минус 44 проц., сельхозпотребкооперативов – минус 42 проц.
Докладчик подчеркнул, что из этого вытекает следующая проблема – низкий уровень оплаты труда. По итогам прошлого года средний уровень заработной платы работников сельского хозяйства составил 54 тыс. рублей, что в 2 раза ниже среднего уровня по экономике республики и на 38 процентов ниже среднего уровня в сельской местности Якутии.
Артем Александров назвал еще одну проблему – рост темпов миграции из села в город. За последние 6 лет численность сельского населения сократилась на 6,8 тысяч человек, что коррелирует со снижением поголовья КРС, кроме улусов, близлежащих к городу Якутску. При этом в селе доля трудоспособного населения существенно ниже – 56 процентов против 63 процентов в городах. Это напрямую влияет на сокращение численности ЛПХ, которые содержат скот.
Отдельным индикатором является динамика численности получателей субсидии специализированным скотоводческим хозяйствам. В 2020 году требования для получателей смягчили по наличию коров от 100 до 25 единиц, за счет чего количество получателей – фермеров возросло от 14 до 145, но к 2023 году количество фермеров с поголовьем не менее 25 коров снизилось до 122.
Одним из успешно реализованных направлений стратегических указов 2018 года он назвал выведение популяции якутского скота из угрожающего статуса путем увеличения маточного поголовья до 1 тысячи голов. По итогам прошлого года маточное поголовье превысило данный показатель с общим приростом в 1,5 раза за 6 лет, общее поголовье якутского скота увеличено до 2,5 тысяч голов с приростом на 38 процентов.
Также министр отметил, что динамика поголовья лошадей за 6 лет демонстрирует стабильный уровень - 179 тыс. голов. На сегодня эксплуатируется 519 конебаз емкостью 64 тыс. голов, что охватывает всего 35 процентов поголовья лошадей. В целом объем целевой поддержки табунного коневодства Якутии за 6 лет возрос от 291 до 521 млн. рублей.
Динамика поголовья оленей – 171 тыс. голов, рост составляет 17 процентов. Министр отметил, что по оленеводству за последние 5 лет обеспечено существенное укрепление материально-технической базы за счет господдержки – 57 маршрутных домиков, 65 передвижных домиков, 3 модульных убойных цеха, 26 единиц вездеходной техники, 23 коралей, 6 изгородей, 50 радиостанций, 3 пошивочных мастерские, 1 оборудование для производства полуфабрикатов, 59 солнечных панелей, 40 квадрокоптеров.
В числе основных задач министр выделил необходимость проведения работы по изменению законодательной базы предоставления субвенций, где подавляющая часть приходится на отрасль животноводства. За 5 лет размер субвенций возрос от 4 до 7,8 млрд. рублей. Совокупный объем поддержки всех отраслей животноводства республики за счет средств республиканского бюджета за 6 лет возрос от 5 до 9,5 млрд. рублей, что составляет порядка 70 процентов финансирования госпрограммы. Но доля инвестиционной поддержки сохраняется на уровне менее 10 процентов, что не позволяет говорить о качественном развитии товарного производства», – подытожил Артем Александров.
Вопросы - ответы
Народный депутат Тихон Скрябин задал вопрос: вы сказали, что за последние 6 лет построено 21 скотопомещений, что охватывает всего 35 процентов поголовья КРС. В чем причина несвоевременного строительства объектов отрасли животноводства?
Министр ответил, что в рамках доведенных лимитов госпрограммы за последние 6 лет введен 21 животноводческий комплекс, 14 малых коровников на 1400 мест и 23 летние фермы на 2300 скотомест. Но таких темпов строительства совершенно недостаточно. Доля инвестиционной поддержки сохраняется на уровне менее 10 процентов, что не позволяет говорить о качественном развитии товарного производства, ведь без наличия объектов, отвечающих всем техническим регламентам, невозможно увеличить объем продукции. За последние три года инвестиционная часть бюджета была недофинансирована, а эта строка бюджета нам очень важна, чтобы достичь тех показателей, которые мы планировали.
Народный депутат Елена Голомарева задала вопрос об индексации заработной платы оленеводов, которая не производится второй год.
Артем Александров ответил, что рассматривается вопрос увеличения ставок субсидий на поголовье оленей на 20-25 процентов за счет дополнительного финансирования в сумме 250 млн. рублей. В целом объем целевой поддержки северного домашнего оленеводства за 6 лет возрос от 756 млн. рублей до 1 млрд. 192 млн. рублей, план на этот год – 1 млрд. 159 млн. рублей.
Народные депутаты Владимир Поскачин и Эдгар Константинов задали вопрос о наделении органов местного самоуправления полномочиями по господдержке сельскохозяйственного производства и о его механизмах. Будут ли полномочия, подкрепленные финансированием, переданы напрямую наслегам, где сосредоточено животноводство и от развития которого напрямую зависит судьба поселений?
Министр ответил, что муниципальным районам полномочия переданы еще 2012 году. «Сегодня речь идет о расширении полномочий, и мы будем работать с каждым поселением. И на эту тему мы проводили круглые столы на уровне Ил Дархана и правительства республики. Мы пока передаем улусам господдержку в сумме 7 млрд. 800 млн. рублей по четырем направлениям. Что касается механизмов поддержки, то по итогам поступивших предложений по изменению механизма реализации переданных полномочий, мы выделяем сегодня следующие ключевые моменты: внедрение механизма предоставления субвенции по одной целевой статье; возможность выбора приоритетных направлений поддержки по видам субсидий органам МСУ самостоятельно; утверждение ставок и категорий получателей субсидии по приоритетным направлениям поддержки в рамках общих правил и условий по постановлениям правительства; передача части полномочий инвестиционного характера на строительство объектов сельского производства. Вопрос отрабатывается.
Народный депутат Василий Николаев: почему нет в магазинах кобыльего кумыса?
У нас нет так много людей, кто традиционно занимается этим видом производства. Но этот вопрос в последние три года очень серьезно форсируется и чтобы развивать данное направление, со следующего года мы попытаемся внедрить мероприятия по строительству модульных цехов на местах, по созданию условий для держателей дойных кобыл.
Народные депутаты Гаврил Алексеев, Сергей Сивцев: в прошлом году глава республики Айсен Николаев посетил Среднеколымск, где дал поручение по разработке Концепции развития сельского хозяйства в Арктической зоне. Будут ли заложены средства на реализацию Концепции в будущем году и будут ли увеличены субвенции на молоко с учетом условий Арктики? На какой стадии находится это вопрос?
Артем Александров: Данный вопрос на этапе завершения, проект Концепции прошел этапы согласования и буквально перед новым годом Концепция будет принята. Но чтобы она работала, она должна закрепляться источниками из бюджета. Все расчеты имеются, и мы это направление учтем в бюджете 2025 года.
Народный депутат Николай Ноттосов: бюджет сельского хозяйства составляет 15 млрд. рублей, люди не идут в село из-за низкой заработной платы. Может нам стоит пересмотреть эти направления и направить 2 млрд. из этих средств на увеличение заработной платы работников сельского хозяйства, тем самым поднять престиж отрасли.
Артем Александров: Вопрос правильный, я не зря этот вопрос затронул в своем докладе. Сегодня средняя заработная плата по региону составляет 90 тыс. рублей, а в аграрном секторе 50 тыс. рублей. Поэтому нам надо над этим задуматься, и не зря озвучивал в своем докладе эти моменты: чтобы достичь тех результатов, которые перед нами поставлены в области АПК, нам нужно заложить средства.
Народный депутат Александр Сусоев затронул вопрос о необходимости проведения контролируемого сельхозпала с четкой инструкцией и своевременным извещением населения.
Артем Александров: Мы до нового года на уровне зампреда правительства обязательно проведем совещание с участием профильных министерств и глав МО, куда пригласим и ученых, которые с 2018 года проводят по этому вопросу большую исследовательскую работу по разрешению контролируемого сельхозпала.
По итогам правчаса
Спикер парламента Алексей Еремеев подводя итоги правчаса отметил, что по коневодству и по северному оленеводству ситуация стабильная, идет небольшой рост по сравнению с 2018 годом.
«Но нас очень волнует снижение поголовья скота. Несмотря на новые механизмы поддержки хозяйств, поголовье КРС за последние 6 лет сократилось из 186 тысяч до 158 тыс. голов. Несмотря на существенную поддержку маточного поголовья и субсидии на молоко, снизили объем заготовки молока на 16 тыс. тонн. Когда в 2018 году мы внедрили новый механизм поддержки хозяйств, соотношение по структуре было: 52 проц. получателей - личные подсобные хозяйства, 48 проц. – организованные хозяйства. Сейчас утверждают, что личные подсобные хозяйства, получая меры господдержки в 35-37 тыс. рублей, не заинтересованы в надое молока. Мы должны все это очень четко проанализировать и делать все возможное, чтобы остановить эту тенденцию. Сельское хозяйство – это, прежде всего, продовольственная безопасность, традиционная форма хозяйствования и образ жизни нашего народа, который мы должны поддерживать. И как сказал сегодня министр сельского хозяйства, если уровень государственной поддержки довести до 19 млрд. рублей, только в таком случае мы можем добиться выплаты хотя бы минимального размера оплаты труда труженикам села. Поэтому мы должны что-то решать в этом плане, чтобы не дойти до точки невозврата, чтобы потом не принимать экстренных мер по воссозданию поголовья скота», - подчеркнул Алексей Еремеев.
Далее он предоставил слово Председателю Правительства РС (Я) Кириллу Бычкову.
«Хочу напомнить, что в 2024 году, когда мы рассматривали бюджет 2024 года, были приняты совместные решения по мерам поддержки сельхозтоваропроизводителей. Сегодня тема обсуждения больше о механизмах поддержки и актуализации механизмов государственной поддержки. Действительно, главой республики одобрено внесение инициативы по делегированию главам улусов вопросы по актуализации мер поддержки, чтобы можно было в течение бюджетного периода пересматривать механизмы и перераспределять средства поддержки между этими механизмами. А дальше посмотрим, как она будет работать, здесь многое будет зависеть от того, как мы все это будем контролировать, чтобы все гладко проходило. Методология минсельхоза в этом плане поможет. Предстоит очень большая работа с депутатами в этой части. В этом году, когда обсуждаем бюджет, мы точно понимаем, что меры поддержки на следующий год будут больше, чем в текущем году, несмотря на сложности, с которыми сегодня сталкивается бюджет. И мы сегодня очень своевременно обсуждаем эти вопросы, чтобы сельхозтоваропроизводители рассчитывали, что меры поддержки на следующий год будут продолжаться не в меньшем объеме, а с учетом новых механизмов более эффективно. В этом плане работа с депутатским корпусом будет продолжена в рамках рабочих групп по делегированию полномочий и по актуализации мер поддержки», - сказал председатель правительства.
Спикер парламента Алексей Еремеев по итогам обсуждения поручил профильному комитету парламента до рассмотрения на втором чтении параметров госбюджета организовать детальный анализ и обсуждение причин снижения поголовья скота и заготовки молока с участием глав улусов и поселений, а также поиска новых, более эффективных механизмов поддержки отрасли.