21:59 14.11

Саргылана Павлова: "Пою Церлину и мечтаю о Сюзанне"

Показ спектакля «Дон Жуан» 15 ноября будет посвящен Саргылане Павловой, которая сыграла в самом первом спектакле, поставленном на якутской сцене ещё в апреле 2004 года режиссером Элизабет Фолк и дирижером Мартином Пьецухом — американцами, абсолютно очаровавшимися якутским коллективом

Сам Моцарт назвал оперу «Дон Жуан» «веселой драмой». Ну и в самом деле, как к ней относиться? Наверное, вопросов здесь больше, чем ответов. Но и не трагедия, это точно.

Есть там такая девушка — Церлина. Вот что она собой представляет? И хотя сюжет строится на похождениях Дон Жуана, а вовсе не о ней, но и она оказывается втянутой во всю эту историю, с одной стороны, довольно комичную.

И вот, у нас как раз появилась возможность это обсудить, поскольку показ спектакля «Дон Жуан» 15 ноября будет посвящен Саргылане Павловой, которая сыграла в самом первом спектакле, поставленном на якутской сцене ещё в апреле 2004 года режиссером Элизабет Фолк и дирижером Мартином Пьецухом — американцами, абсолютно очаровавшимися якутским коллективом, когда Театр оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона выступал на сцене Большого театра в Москве со спектаклем «Борис Годунов». Они были поражены самобытностью и высоким профессионализмом якутских артистов и, заключив договор о сотрудничестве, приехали в Якутск, чтобы поставить Моцарта. Действие перенесли в 50-е годы XX века, на киносъёмочную площадку, где снимается фильм «Казанова». А спектакль назвали «Дон Жуан в Голливуде».

Режиссёр Элизабет, говоря тогда о якутских артистах, впечатливших ее как режиссера, дала весьма впечатляющую характеристику абсолютно всем, занятым в спектакле и отметила Саргылану Павлову в роли Церлины. «Это такой шарм!» — восторгалась она. Но спектакль просуществовал, увы, недолго. Через десять лет с момента первой постановки «Голливуд» приказал долго жить. В 2014 году режиссер-постановщик Прокопий Неустроев сделал новую версию спектакля на русском языке под названием «Дон Жуан».

И вот, наконец, Саргылана Павлова вновь вернулась к своей Церлине. Мы поговорили с ней о ее героине и не только, и вот что она рассказала.

— Это опера, конечно, про Дон Жуана. Это аристократ-повеса, который обладает неизъяснимым обаянием. Бывают же такие люди! Его слуга Лепорелло демонстрирует целый список, сколько у хозяина было женщин. Дон Жуан пускается в приключения, соблазняя красоток.

Вместе с Дон Жуаном Лопарелло попадает на сельский праздник — на свадьбу Мазетто и Церлины и видит, что Дон Жуану теперь приглянулась невеста. Что ж, молоденькая, хорошенькая. Отослав жениха, Дон Жуан сразу предлагает Церлине уйти в беседку и там «пожениться».

Отметим, Мазетто — простой деревенский парень, Церлина тоже деревенская девушка. Крестьянка, доселе она еще не видала таких галантных обольстителей, таких интересных мужчин. И она им прельщается! Лишь подоспевшая донна Эльвира ее спасает.

Я смотрела много записей, и там все трактуют образ Церлины по-разному. Многие показывают очень легкомысленную особу. Но те, кто ставили нам спектакль, говорили, что Церлина — очень наивная и вместе с тем, конечно, легкомысленная девушка. А я свою героиню не так чувствую. Она любит своего Мазетто. Но он же такой простецкий! И когда Дон Жуан — такой галантный, такой красивый — появляется, на нее как будто сходит затмение. Он не такой, как её окружение, от него идёт другая энергетика, и она не может перед ним устоять. При этом она говорит: «Но я же обещание дала Мазетто!» И, опасаясь, что может не сдержать своей клятвы, произносит: «Я боюсь вас!». На самом деле, она боится себя.

Думаю, в каждой деревне есть такая Церлина. Она же потом бежит к Мазетто и просит прощения, но вновь соблазняется Дон Жуаном, и опять вспоминает своего Мазетто. Не знаю, но мне хочется её защитить. Она же ещё жизни не видела, и никогда не была знакома с такой породой людей.

— Саргылана, а какая партия была у вас самой любимой?

— Знаете, я пою все, что дают, и мне все нравится. Но, пожалуй, одна из самых любимых — роль Чио-чио-сан. Это очень сложная партия, главная героиня поет почти весь спектакль, держит зрителя в напряжении. Еще быть может, Татьяна и Нюргуhун. В «Кармен» я пела Фраскиту, Лизу Бричкину в «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова. Из оперы «Иоланта» — подружку главной героини Бригитту. В последнем спектакле «Ньургун Боотур», когда закрывали сезон, исполняла партию Кюн Кюбэй. Мне все они очень нравятся!

В детских спектаклях мне тоже нравится петь: в «Трубадуре» Верди, например, я исполняла Инес, а недавно сыграла Фею в «Пряничном домике» Хумпердинка.

— А ваша самая первая роль?

— Кстати, это тоже был детский спектакль — «Волшебник изумрудного города» композитора Якушенко. Я там пела главную героиню Дороти. Это было в 2001 году, как только я закончила учебу и поступила в театр.

— А где учились?

— Я училась у Валентины Колодезниковой — в Якутском филиале Уральской консерватории. А потом заочно в Уральской консерватории у Светланы Зализняк. И потом у меня было много спектаклей, ездила на гастроли...

Первая постановка «Дон Жуан в Голливуде»

— Как вообще музыка вас нашла?

—Я с детства пела. В то время у нас было очень много самодеятельных концертов. Всегда, помню, мы выступали, пели танцевали. В школе была очень бурная жизнь: хорошие педагоги были! Мама работала в сельском клубе директором, была фанатом своего дела, и у них потоком шли концерты. У меня мама поющая. Очень хорошо поёт и, как позже выяснилось, даже мечтала стать оперной певицей. А папа — большой любитель музыки.

Школьных концертов было очень много. С 7 класса мы с сестрой занимались в ансамбле «Кэнчээрри» в Борогонцах, которым руководил Василий Степанович Парников. И потом я поступила в музыкальный колледж.

В колледже Валентина Ивановна Колодезникова, тоже фанат своего дела, очень быстро меня заинтересовала. Она — живая энциклопедия, и я тоже зафанатела, мне было у нее интересно учиться. И у нас еще постоянно шли зачёты, конкурсы, так что входишь в эту гонку и уже жалко из нее выходить. Я побеждала в конкурсах, проходила стажировки по программе «Новые имена». Вот конкурс во Владивостоке, в котором я участвовала, называют «международный», но тогда он был региональным.

— Кто вас поддерживает дома?

— Сын Максим, ему 15 лет, и он, можно сказать, вырос в театре. Очень любит классическую музыку. Когда я репетирую, он наизусть это поёт. Так что слух у него есть. И в музыке, конечно, разбирается. Он мой постоянный слушатель, ходит на мои концерты, и мне всегда интересно его мнение. Как бы поздно я не возвращалась домой с работы, он всегда меня ждёт. Мой ребёнок — это мой друг, мой человек, моё всё. Всё — вокруг него. Мы всё вместе решаем, он всегда говорит своё мнение и если что-то не так, тоже скажет.

— Кому вы адресуете свой юбилейный выход в спектакле «Дон Жуан»?

— В первую очередь, своим педагогам, я перед ними держу отчет — перед Валентиной Колодезниковой — я у нее очень долго училась. Также я очень благодарна Айталине Саввичне Адамовой — она занимается с нами по вокалу, всегда поддерживает, что-то подсказывает, даёт советы. Я очень благодарна за постоянную помощь, поддержку и советы Альбине Михайловне Борисовой. Благодарна руководству театра за возможность отметить мой юбилей и своим коллегам, с которыми мы поддерживаем друг друга.

— А что вы еще мечтали бы спеть?

— Ой, у меня много желаний! Ну вот очень хотелось бы Сюзанну из «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Это очень интересная опера и так много голосов, что можно задействовать весь театральный коллектив.

— Что вы скажете напоследок своему зрителю?

— Приходите на Дон Жуан! Мы всегда вас ждем с нетерпением!

Беседовала Елена СТЕПАНОВА
Наш канал в Telegram