В Государственном театре оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллона два дня подряд показывали балет «Алиса в Стране чудес» в постановке Екатерины Тайшиной на либретто Владислава Левочкина и музыку современного московского композитора Руслана Мурсякаева, которую он написал специально для этого балета.
А роскошнейшие костюмы и декорации сочинила главный художник театра Саргылана Иванова. Плюс художник по свету Иван Шандровский и опля! — практически та же команда обладателей «Золотой маски». Над видеоконтентом, отправляя зрителей в Зазеркалье, работал Николай Ефремов, за дирижерским пультом стоял Артем Быстров.
И как же все удачно сложилось! Под эту шикарную музыку, такую же чуточку сумасшедшую, как и сама Алиса, и всё, что с ней происходит, танцовщики легко перевоплощались в своих удивительных персонажей.
Вот какие оклики мы получили после спектакля:
«Отличная постановка! Дети и взрослые в восторге! Какие декорации, костюмы, оркестр, исполнение ролей! Супер! Спасибо большое!» «Чудесная постановка! Как уместно здесь использование видеоконтента, как удачно вписались в него декорации! Живое исполнение оркестром удивительной музыки — просто блеск! Наш театр оперы и балета самый лучший!»
Да, друзья! Исполнители действительно постарались создать незабываемые образы: Безумного Шляпника, чудесной Мыши Сони, которая располагалась за столом прямо в чайной кружке, Белого кролика и шахматных фигур...
В эти выходные танцевали две Алисы — блистательная Анастасия Платонова и чудесная Александра Ларева, а Белыми рыцарями на шахматном поле были в первый день Сарыал Афанасьев и Валерий Аргунов во второй. Эти прекрасные принцы приходят Алисе на помощь и становятся ее друзьями. И даже чуточку в нее влюблены. И она в них.
Но какова Красная королева! Эту партию бесподобно исполнила Мария Евграфова, создавшая один из самых замечательных образов, перетягивающий на себя всё внимание, восхитительно сыгранный и станцованный буквально каждой клеточкой тела — спины, рук, ног, лица, поворотом головы, прищуром и подстием губ. Безупречная. Шикарная. Браво!
Другой такой персонаж — Белый кролик. Над этой ролью трудились потрясающие артисты Айтал Ефимов, который поражает публику своими сложными трюками, и характерный Павел Необутов, в отношении последнего кто-то даже сказал: «Он, наверное, родился для этой роли». Настоящий Белый кролик! Как ему это удается? Впрочем, каждый из этих танцовщиков по-своему родился для того, чтоб сыграть Белого кролика. И оба они — неподражаемы.
И каждый раз на показах шквал восторга и умиления обрушивается на чудесных Ежиков и Пешечек, которых великолепно, очень выразительно исполняют учащиеся Якутской балетной школы. Они по сравнению с прошлым годом заметно подросли, но от этого не перестали быть такими же милыми и замечательными, и зрители искренне их полюбили.
Понравились и братья Траляля и Труляля — в этот раз роли этих персонажей на себя впервые примерили Илья Пак и Юрий Максимов.
Кроме того, в дни показа в фойе развернулась выставка, вызвавшая вокруг себя настоящий ажиотаж. Все стремились туда рассматривать яркие костюмы из балета «Щелкунчик» Василия Вайнонена, сделанные по эскизам Саргыланы Ивановой, и особенно привлекающий внимание трехголовый Мышиный король. Ну и костюм волшебника Дроссельмейера тоже; эскизы сцен и костюмов к балету «Щелкунчик» Алексея Попова, созданные в 1981 году народными художниками России Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой; эскизы к четвертой постановке оперы Гранта Григоряна «Лоокут и Нюргусун» народного художника РСФСР Афанасия Мунхалова, которые можно рассматривать как отдельные интерьерные картины; и — запечатлеть себя возле серии картин современной якутской художницы Светланы Ивановой, написанной под впечатлением от «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
И в антракте, и после спектакля дети с родителями бежали не за булочками и не в гардероб, а наверх. К выставке. Досмотреть, что не успели.
Хочется заметить, что все, кто увидел балет Екатерины Тайшиной — большие счастливчики. Потому что это балет совершенно уникальный и интереснейший, одна из лучших работ главного хореографа театра — заслуженной артистки РФ и РС (Я), лауреата Госпремии РС(Я) имени Платона Ойунского, лауреата премии журнала «Балет» «Душа танца» и Национальной театральной премии «Золотая маска» Екатерины Тайшиной. Такого балета в нашей стране просто больше нет!
По правде сказать, в 2022 году балет «Алиса» был поставлен в Карелии Кириллом Симоновым на музыку Ефрема Подгайца. В том балете нет пересказа сюжета сказки, но воплощён её дух. Якутская версия абсолютно оригинальна и захватывающа и трудно сказать, какая ее часть запоминается больше — первая или вторая, или обе сразу. Вроде, и персонажи известные, но в интерпретации якутских постановщиков таких больше нигде не встретить.
Оказывается, до нас в России «Алису» никто не ставил. Впервые мировая премьера состоялась 28 февраля 2011 года по заказу Королевского балета Ковент-Гардена и Национального балета Канады. Через пять лет ее поставил Королевский шведский балет, чуть позже — Королевский датский балет и Австралийский балеты; ну и Новый Национальный театр Токио — в июне 2022 года. И в этой приятной компании — Якутский театр оперы и балета. Королевский, не иначе.