Трагическая опера Верди рассказывает историю шута Риголетто, с которым происходит невероятно печальная история. Опера по праву остаётся одной из самых репертуарных во всём мире. Интерпретация режиссёра-постановщика Михаила Панджавидзе — это свежее дыхание в классической обёртке: синтез готических элементов с традиционной пластикой, передающий оперу Верди с ноткой кинематографичности.
У него как у Чехова: если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно выстрелит. И если наш Риголетто появляется с петлей на шее, то в финале он точно повесится. Но пока открываются ворота и начинается красивое повествование этой жуткой трагедии.
Надо сказать, большое искусство — ввести в экскурс и на первых страницах показать порочность высшего света. Но артисты прониклись мыслью режиссёра-постановщика и весьма реалистично проживают на сцене жизнь своих персонажей.
Игра света (Иван Шандровский) и музыки, декорации и костюмы (Гарри Гумель), а самое главное — игра солистов и артистов оперы, хора, балета, симфонического оркестра и артистов Государственного цирка РС (Я) им. Марфы и Сергея Расторгуевых — всё это передало весь спектр эмоций и трагичности истории шута.
Риголетто в исполнении Александра Емельянова предстаёт не просто трагическим героем, но и обличителем королевского двора, погрязшего в пьянстве и распутстве. Как говорит сам Александр, самый первый показ этой наисложнейшей постановки Михаила Панджавидзе в декорациях Гарри Гумеля дался непросто.
«Все только и думали, что о трюках, как бы их выполнить и не сорваться — вы же видели: наши персонажи лазают по опасным лестницам, падают с них, переваливаются и висят на перилах, выпрыгивают из окна, висят на люстре и, наконец, вешаются в буквальном смысле слова. Ну а теперь мы уже освоились в этом спектакле и просто занимались — каждый своим — делом. И надо поздравить театр с новой Джильдой. Она обладает прекрасным колоратурным сопрано, молода, хороша собой, — словом, настоящая Джильда. То, что надо».
Да, событием вечера стал дебют Марии Шапошниковой. Её Джильда — хрупкая и чистая душа, вся охваченная первой любовью и трагической верностью отцу, — была исполнена с проникновенной нежностью и искренностью, покорив сердца зрителей. «Это, конечно, только начало, — заверила нас Мария, принимавшая в этот вечер поздравления. — Это моя первая крупная роль и моя дипломная работа, я готовила её еще в консерватории. Главное, что зрители приняли мою Джильду благосклонно, а значит, будем работать над новыми партиями».
Мария Шапошникова — выпускница класса народной артистки СССР Анегины Ильиной-Дмитриевой в Высшей школе музыки. В Новосибирской консерватории она проходила двухлетнюю стажировку, итогом которой стало исполнение главной партии Джильды.
Герой-любовник Николай Попов в своей партии был прекрасен. Ему достался красивый, страстный и любвеобильный герцог, который вовсю наслаждается своей роскошной жизнью и берет от нее все, что она дает. И Попов прекрасно справился со своей задачей. Его персонаж легко соблазняет, разбивая девичьи сердца и весьма искренен в своем распутстве. Ну а хит «Сердце красавицы склонно к измене», Николай прекрасно поет, вися на люстре, стоя на столе, на балконе — легкомысленный такой донжуан.
Вообще надо отметить, что любой драматический театр мог бы позавидовать великолепной актерской игре оперной труппы Театра оперы и балета, их достоверности в передаче столь непростых образов.
Прекрасна в своей роли Феодосия Шахурдина, которая опекает юную Джильду и готова продать ее за тугой мешочек монет.
Ну а Егор Колодезников в роли Монтероне просто великолепен. Он отлично справился с ролью всесильного грозного старца, насылающего проклятия. Глядя на него, понимаешь: этот, действительно, мог так глубоко запасть в сердце королевского шута Риголетто — такого же несчастного отца дочери, попавшей в лапы властного сластолюбца.
Мужской хор под управлением Октябрины Птицыной был не просто фоном и живым музыкальным полотном, но создавал прекрасные массовые сцены вместе с хрупкими девами, танцовщицами театра — усладой герцогских глаз, танцы которых ставила Екатерина Тайшина.
Неожиданно интересен оказался убийца Спарафучиле в исполнении Егора Громова; весьма темпераментно Екатерина Корякина исполнила роль красотки Маддалены. И нужно в этом спектакле отметить роль гримеров и постижеров, которые отобразили на лицах артистов эпоху и время.
Музыка Верди, которая погружает в глубину истории, была прекрасно исполнена симфоническим оркестром театра под управлением художественного руководителя ГТОиБ РС (Я), главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств РС (Я) Павла Васьковского, которых благодарный зритель искупал аплодисментами за удовольствие слышать красивую классику.
Браво, театр!