16:56 13.02

Он сжег топорища в печке, но забыл про кружку. История кровавого убийцы, зверски убившего девятерых человек, у которых и брать-то было нечего

Сегодня в рубрике «Реальные криминальные истории» история из прошлого века, когда преступника приговорили к высшей мере наказания. Рассказал её бывший оперативник, непосредственно занимавшийся в составе опергруппы раскрытием одного из страшных преступлений. «Давай я тебе расскажу, как это было, но имей в виду, что оперов бывших не бывает. Я в Якутске занимался раскрытием убийства семьи Пласкеевых, убили всех четверых. Даже спустя столько лет тяжело рассказывать об этом, а ведь мы тогда были совсем молодыми», - рассказал он корреспонденту Sakhapress.

Это было в конце октября 1976 года. В Усть-Алданском районе на окраине села Майагас в балке были обнаружены трупы пятерых членов наемной бригады плотников. У всех были проломлены головы. Их убили, скорее всего, когда они спали.

Судя по ранам, многие из которых были рубленые, орудием убийства был топор. В одном из убитых опознали некого Романова, но топора, которым убили людей, нигде не было. Искали его везде, но безрезультатно, расширили территорию поиска, даже искали в ближайшем водоёме. В воде ничего не нашли, но вот в золе металлической печки, которым обогревался балок, следователи нашли несколько плотницких топоров, и конечно, без топорищ и следов преступления на них. Огонь уничтожил все следы.

Оставалась зацепка – личность убитого Романова, надо было отработать его связи. Свидетели видели его несколько раз в обществе незнакомца. Вот как писал об этом легенда якутского следствия Леонид Диодоров: «Романов не в первый раз приезжал в Соттинцы на теплоходе и несколько раз ночевал у них в общаге, вместе с ранее им незнакомым мужчиной. Это было за неделю до обнаружения трупов в Майагасе, когда еще ходил паром из Кангалассов. И в тот приезд из Якутска Романов и его знакомый ночевали у них. При этом, как показал один из грузчиков, он видел много наколок на теле незнакомца, который, по разговорам, имел опыт пребывания в местах «не столь отдаленных».

Установленные свидетели дали розыскникам словесный портрет предполагаемого убийцы. Однако более точные данные о нем раздобыть пока не удавалось. Было установлено, что Романов, как и некоторые другие жертвы убийцы, был ранее судим и содержался в местах лишения свободы. Потому одним из направлений поиска убийцы стало изучение связей Романова с лицами, которые находились ранее в местах лишения свободы и могли недавно выйти на свободу.

Поиски преступника продолжались и по другим направлениям. Были проверены списки лиц, которые примерно в день после массового убийства, вылетели на самолете в аэропорт Маган города Якутска. В те дни ходка парома через реку ввиду сплошного шугохода была прекращена, и люди пользовались лишь воздушным транспортом. Благо, билет на рейс Борогонцы – Маган стоил в те времена недорого. И вот удача! В массе копий проданных авиабилетов была найдена копия билета на фамилию Пересыпкина А.Е., улетевшего из райцентра как раз в те дни, когда уже было совершено тяжкое преступление в Майагасе.

При проверке личности Пересыпкина было установлено, что он в декабре прошлого года, то есть не так давно, освободился из Мохсоголлохской исправительно-трудовой колонии строгого режима, где отбывают наказание лица, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления (ИТК-6). Было установлено, что там же ранее отбывал наказание за совершенное преступление и Романов. Таким образом, спустя пару недель после возбуждения дела следствие уже располагало сведениями о возможном убийце…»

Из ИТК-6 было истребовано личное дело осужденного Пересыпкина и назначена дактилоскопическая экспертиза по следам пальцев рук, обнаруженным в ходе осмотра места происшествия на кружках, из которых ранее употребляли спиртные напитки. «Пальчики» с одной из кружек совпали с дактилоскопической картой Пересыпкина. По делу были назначены, и в некоторой части уже проведены необходимые при расследовании экспертизы.

Вскоре после этого в частном доме в Якутске, в районе Даркылаха, были обнаружены четыре трупа лиц, проживавших там. Это была семья Пласкеевых, так же, как и в Усть-Алданском районе, все четверо были убиты спящими на своих кроватях. Перед глазами милиционеров предстала страшная картина: стены забрызганы кровью, на кроватях трупы, под кроватью гвоздодер и кочерга, рядом жалобно мяукает кошка - немой свидетель преступления…

Показания свидетелей, заключения судебных экспертиз, указывающие на его пребывание в доме Пласкеевых, в частности, результаты дактилоскопической и биологической экспертиз и другие – изобличали Пересыпкина в совершении данного преступления

Следственно-оперативная группа работала днем и ночью, сотрудники, как говорится, землю носом рыли, но нашли убийцу. После совершенных убийств девяти человек, Пересыпкин пытался скрыться, даже каким-то образом сумел добраться до Абакана, где и был задержан.

«Кстати, Пересыпкин был очень похож на одного нашего опера. Представьте удивление людей, когда в числе сотрудников, вылетевших спецрейсом в Абакан этапировать серийного убийцу, был человек один в один похожий на убийцу. Родственниками они, конечно, не были, просто игра природы», - вспоминает курьез собеседник Sakhapress.

Пересыпкину было предъявлено обвинение в совершении убийства девяти человек из корыстных побуждений. Вина его была полностью доказана, а мотивом убийств были деньги. Но если у убитых членов бригады деньги были, накануне они получили зарплату, то у семьи Пласкеевых и брать-то было нечего. Одно слово - изверг.

В конце сентября 1977 года Верховный суд Якутской АССР приговорил убийцу девятерых человек к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в известной еще с царских времен тюрьме-пересылке в Иркутске.

Марина ЗАБОТИНА. SAKHAPRESS
Наш канал в Telegram