Отсидев последний урок, мальчишки встретились во дворе школы. Их сразу окружила толпа одноклассников с обеих сторон, многие, предвкушая зрелище, приготовили камеры мобильных телефонов. Мальчишеские драки стары как мир, и возможно, не стоило фиксировать внимание на «пацанских разборках», если бы один из мальчиков заведомо не превосходил в силе, обладая «секретным оружием» - спортивными приемами, которые изучил на занятиях по тхэквондо.
Частный случай?.. В итоге один «боец» был доставлен в нейрохирургию с ушибами мягких тканей лица, закрытой черепно-мозговой травмой, ушибом вещества головного мозга, в отношении другого могут возбудить уголовное дело. Педагоги 30-й средней школы не могли предполагать, что получат в свой профессиональный праздник, День учителя, такой «подарок». Впрочем, это могло случиться в любой другой день. Началось все с обычной мальчишеской перепалки. На перемене два мальчика не смогли разминуться в школьном коридоре и один задел плечом другого: - Что, такой широкоплечий? – спросил Саша. У него не было желания ввязываться в конфликт, но и промолчать он не мог, это задевало его достоинство. Слово за слово, и мальчишки начали мутузить друг друга, но прозвенел звонок, и подбежавшие одноклассники разняли дерущихся. Зачинщик драки Сергей «набил стрелку», - назначил встречу за школой. Илья, одноклассник Саши: - Инициатором драки был Сергей. Он специально его толкнул, а потом довел до раздражения, чтобы вызвать его на бой. - Как ты думаешь, зачем ему это было нужно? - Ну, хотел показать всем, что его надо бояться, что он такой крутой. В школе, когда мы их разняли, Сергей предложил встретиться после уроков и Саша согласился. Мы его отговаривали от боя, зная, что Сергей чемпион Дальнего Востока по какому-то единоборству, но он решил не увиливать. - Почему? - Если бы не вышел, сказали бы, что спасовал, посчитали бы трусом. Саша, он гордый… После четвертого урока Сергей пошел в раздевалку, мы все ждали, когда он переоденется в спортивную форму. А так бой был честным… - Честным? Но ведь Саша не владел теми приемами, которые знает Сергей. Сергей заранее спланировал конфликт, чтобы продемонстрировать свою силу и устроить показательное «выступление». Разве это честно? - Я имею ввиду, что вышли они один на один. Дали бой, все честно. - И часто вы устраиваете такие бои? - Ну, бывают разборки, конечно. Но обходилось без таких последствий. А вообще, конечно, было не совсем честно. Они дрались, катались по земле, ну, типа, боролись, Саша сопротивлялся хорошо, тоже несколько раз саданул. Потом Сергей ему руку заломил каким-то приемом, мы подумали, что сломал, Саша сказал: «Хватит!» А тот верхом на Саше сидел, спрашивал, мол, добить, или не добить? - У кого спрашивал? - Ну, у всех. - Ну, а все? - Молчали… Уже потом, когда кровь хлынула изо рта, мы кинулись разнимать. Сергея оттащили, а он вырвался и, подбежав к лежащему, пнул изо всех сил по голове, и тогда Саша потерял сознание. - Многие снимали драку на видеокамеру в сотовых телефонах. Ты снимал? - Нет. Я вообще не понимаю, зачем снимать? Не нравится мне это… - Как ты думаешь, послужил ли этот случай уроком для Сергея? - Я не могу этого знать. Хотелось бы в это верить…
Людмила Алексеевна, классный руководитель Саши: - Я не была свидетелем самой драки. Когда я прибежала, Сашу поднимали с земли, приводили в чувство, он был в крови. Затем «Скорая», больница, родители… Случай, конечно, из ряда вон. При дальнейшем разбирательстве мнения обеих сторон разделились. Та сторона стала утверждать, что зачинщиком драки был Саша. Но ведь достаточно просмотреть запись камеры видеонаблюдения, которая находится на третьем этаже, где начался конфликт. У меня нет оснований не доверять детям своего класса, тем более я знаю Сашу как спокойного уравновешенного мальчика, лишенного какой-либо агрессии. Его родители даже в этой ситуации ведут себя вполне достойно и взвешенно, что нельзя сказать о другой стороне. Ситуация спровоцировала конфликт двух классов – каждый стоит на стороне своего одноклассника. Детская психология отлична от взрослой. В их подростковой среде дети моего класса выглядят предателями. Был «честный бой», один на один, неважно, кто при этом прав, кто виноват, взрослые в таких делах – вне закона. По их мнению, взрослые не должны были знать о происшедшем. И больше чем уверена, мы бы этого не узнали. Сашу бы привели или принесли домой, где он бы сказал, что упал или на него напали неизвестные. Такие неписаные правила мальчишеской этики, но девочки, увидев кровь, которая, как они говорят, просто брызнула фонтаном, заплакали, закричали и побежали за мной.
Понятно желание стороны Сергея представить виноватым Сашу, мол, сам нарвался, сам виноват, вот и получил. Но если бы даже Саша сам нарвался на конфликт, имел ли право спортсмен применить свое мастерство в отношении того, кто этим не обладает? Сергей методично готовился к «бою», так они называют драку, переодевшись в физкультурную форму, чтобы было легче двигаться и наносить удары. Сторона Сергея утверждает, что и он был весь в крови, но мальчик проходил мимо меня, я, не зная обстоятельств, не зафиксировала на нем взгляд, но если бы он был в крови, неужели бы я не обратила на это внимание? Я верю Саше, верю ученикам своего класса и считаю, что желание выставить противника в неприглядном свете – способ самозащиты, что в первую очередь может говорить о том, что Сергей далек от настоящего раскаяния. Ведь достаточно просмотреть съемку камеры видеонаблюдения на третьем этаже, чтобы увидеть, кто начал конфликт первым. Там, где происходил «бой», камеры видеонаблюдения, к сожалению, нет. Сегодня в ситуацию вмешались выпускники школы, родительский комитет. Родители требуют отчисления Сергея из школы, потому что опасаются за своих детей. - Как вы считаете, ребенок должен быть отчислен из школы? - Я не сторонница таких радикальных мер. Наказание должно последовать, но, наверное, в другой форме. - Как вы считаете, откуда эти гладиаторские школьные бои с множеством зрителей, снимающих на видеокамеру? Ведь, очевидно, этот бой не был единственным в своем роде… - Мобильные телефоны с видеокамерами, выкладывание в интернет случаев подавления личности, зафиксированные издевательства одних над другими, – к сожалению, это приметы нашего времени. Мне ли вам это говорить… Влияние западных фильмов, передач, пропагандирующих насилие, агрессию, они тоже формируют сознание наших детей и далеко не самым лучшим образом.
Не выноси сор из избы… Я была на первом заседании педсовета с участием инспектора по делам несовершеннолетних, где завуч школы, заменяющая директора, находящегося в отпуске, сказала о том, что по ее распоряжению дети уничтожили видеозаписи на мобильных телефонах. Наверное, это правильно, но прежде, может, было необходимо их просмотреть, чтобы расставить все точки над «i»? Разговора с завучем и педколлективом школы у автора, к сожалению, не получилось. Педагоги и тетя мальчика были категорически против присутствия журналиста при разборе ситуации. Выслушав обвинения в заведомой предвзятости, односторонней подаче материала, в желании, не разобравшись, подать «жареное» и т.д., мне пришлось ретироваться. Доводы о том, что я как раз и приехала для того, чтобы разобраться, не были услышаны. Понятно желание школы не выносить мусор из избы, но подобное замалчивание проблем никогда ни к чему хорошему не приводило. Резанула по уху фраза завуча: «Это же просто частный случай»…
А вот несколько других случаев: 13 августа в одном из ночных клубов Москвы известный российский спортсмен, чемпион мира по смешанным боевым искусствам Расул Мирзаев нанес один удар 19-летнему Ивану Агафонову. Через три дня Агафонов скончался, не приходя в сознание. В ночь с 1 на 2 сентября в Саратове кикбоксер Александр Хромов, выходя из ночного клуба, без какой -либо причины убил несколькими ударами проходящего мимо 50-летнего мужчину. В июле этого года в Санкт-Петербурге мастер спорта по боксу Алексей Богданов, проходя мимо незнакомого ему 48-летнего Игоря Гаевского, ударил его кулаком в лицо и убил.
А есть ли кодекс чести спортсмена? Мне возразят, что Сергей никого не убил. Слава Богу! Но ведь мог бы. Если бы толпа сказала: «Добей!», если бы здоровье Саши было слабее, если бы мальчишки не оттащили его от уже поверженного противника, ведь даже тогда он, вырвавшись, пнул распростертого на земле человека в голову, что, скорее, и привело к ЧМТ. Кто даст гарантию, что в будущем травма не скажется на здоровье, не приведет к более печальным последствиям? Мог бы убить. И тогда этот «частный случай» мог быть известен не только в республике, но и в России. «Общество бурно реагирует на профессиональные ошибки (врачей, пилотов, диспетчеров, судей), почему мы бесконечно прощаем «тренерские» ошибки?» (Из сообщений на одном из форумов).
Тренер-преподаватель по тхэквондо Гаврил Сивцев: - Зачем вы все обобщаете? Причем тут случаи, когда кто-то кого-то убил? Аналогия здесь совершенно не уместна! Саша, к вашему сведению, тоже спортсмен! Вы знаете, какой может быть удар ноги у футболиста? - Но нигде не зафиксировано случая, когда футболист убил бы кого-нибудь ударом ноги, и в данном случае потерпевшим оказался не ваш воспитанник. - Саша ждал Сергея с урока, ударил первым. Сергей просто не сдержался! - Кто вам об этом сказал? - Его тетя. - Но свидетели утверждают, что было как раз наоборот. Сергей даже надел спортивную форму, чтобы было удобней бить. - Мне об этом никто не говорил. Поймите, я не имею ни малейшего желания проводить расследование, да и прав у меня на это нет! - Значит, не можете и утверждать то, что зачинщиком драки был Саша. - Сергей появился у нас всего год назад, приехав из Приморского края. Крупный, сильный, силы как у взрослого, а умом совсем ребенок, да и по возрасту ведь ребенок. У парня сложная судьба, он круглый сирота, находится под опекой старшего брата, который по годам и сам, как я понял, недалеко от него ушел. Воспитывали дед с бабкой, а год назад привезли сюда, к тете. Когда он пришел к нам, он был букой, ни с кем не общался. Постепенно у него появились друзья, он научился улыбаться. Разве это плохо? Мы готовили его на Игры «Дети Азии», теперь же его могут исключить из училища. И куда он пойдет? На улицу, в подъезды, вот тогда-то он и будет социально-опасным, тогда может и не такое совершить! - Сергей приходил к Саше в больницу, просил прощения. Он просил не отлучать его от спорта, и думаю, что именно этим было продиктовано его поведение, а не искренним раскаянием и признанием вины. - Не могу знать. Я знаю Сергея десять месяцев и вижу его всего полтора часа в сутки, что недостаточно для того, чтобы хорошо узнать ребенка. Почему подобное допустила школа, где были учителя, охранники? Почему дети, зная о том, что намечается драка, не сообщили об этом педагогам? - Может, тренируя мышцы и тело, вы забываете о главном – о кодексе чести спортсмена, не позволяющем применять свое мастерство во вред? -Тхэквондо в первую очередь – это дисциплина, уважение к окружающим и почитание к старшим. На каждом уроке мы говорим о том, что нельзя применять приобретенные навыки вне спортзала. Накануне инцидента Сергей приехал с чемпионата, где проиграл…Один мальчик высказал версию, что Сергей отрабатывал на Саше те удары, которые ему не удались на соревновании. Есть гарантия, что в следующий раз он не выберет себе другую «грушу» для ударов? *** Все мужчины – бывшие мальчики. Мы попросили рассказать педагога, мастера спорта по боксу Юрия Федорова, как дрались в его бытность, что он думает по данному поводу, : - Конечно, в детстве мы дрались, мальчишки всегда остаются мальчишками, но существовал неписаный свод законов, преступить через который было не только позорно и стыдно, но попросту никому не приходило в голову. Бились до первой крови или пока один не попросит пощады, лежачих не били, двое или тем более толпой на одного также было не допустимо. В том, что произошло, считаю, промашка тренера. Подобные случаи по определению недопустимы. Помню, раньше у боксеров и других спортсменов применялась клятва, где были хорошие слова о невозможности применения своего мастерства в обычной жизни. Когда эта клятва произносится в зале при скоплении твоих товарищей, в начале каждой тренировки, это поневоле закладывается в мозгу. Дело не в спорте, никакой вид спорта не может быть виноватым. Просто тренировать надо было не только мускулы и конечности, но еще и голову…
Виктория ГАБЫШЕВА. «Ил Тумэн»