РИГ «SakhaPress.Ru» О том, что иногда врачи ошибаются, и больные, если не умирают, то остаются инвалидами на всю оставшуюся жизнь, «ЭС» писала не раз. В каждом подобном случае широкой публике становилось известно о самом факте, а не о результатах служебных расследований, многочисленных экспертиз, судебных разбирательств. А между тем, не всегда оправдывается мнение «рука руку моет», и врачам приходится отвечать за свои ошибки, компенсировать моральный и материальный ущерб потерпевшим. Более того, в некоторых случаях получают срок, правда, условный.
Лучше бы рожала в улусе? Какая женщина не мечтает стать матерью? И когда желанное становится близкой реальностью, счастливее женщины – будущей матери, наверное, на свете и нет никого. Осознание того, что носишь под сердцем живую собственную плоть и кровь, уже называя его по имени, строить совместные планы на будущее, все эти моменты озаряют лицо беременной женщины особым светом и безмятежным счастьем. Если бы… В марте 2007 года Галина (имя изменено) должна была родить. Как положено, в нужное время встала на учет к своему врачу-гинекологу в одной улусной больнице. В феврале 2007 года с родовым сертификатом ее направили для постановки на учет в ГУ «РБ № 1-НЦМ». В Центр материнства и детства женщина поступила 21 февраля, а 27 февраля ее перевели в отделение патологии, установив срок родов на 13 марта. В предполагаемый срок женщина так и не родила, а 14 марта поняла, что малыш двигается внутри у нее уже не так активно. О своих тревогах женщина сказала врачу, но тот никак не среагировал. 18 марта шевеление плода вообще прекратилось. 19 марта ее осмотрела заведующая отделением и направила на роды. Но было уже поздно – родился мертвый ребенок. Считая, что ее ребенок умер из-за некачественно оказанной медицинской помощи, несчастная женщина обратилась с иском в суд и потребовала от Медцентра компенсацию морального вреда - 400 тысяч рублей. Иск Галины был частично удовлетворен: суд обязал выплатить пострадавшей 100 тысяч рублей.
Не узнать счастья материнства Если у Галины еще есть шанс стать матерью, то Екатерине (имя изменено) уже никогда не познать того удивительного состояния, когда внутри тебя растет маленький человечек: она по вине врачей не только потеряла ребенка, но ей была проведена также операция по удалению матки. Встав на учет 4 февраля 2005 года, до 1 июня Екатерина наблюдалась в поликлинике N№1 города Якутска. За все время наблюдения женщина ежемесячно приходила на приемы. Последний раз она приходила к врачу 30 мая. А 1 июня, в День защиты детей, женщине стало плохо. К врачу с жалобами побежала мать Екатерины, но гинеколог лишь направила женщину на анализы и посоветовала в случае ухудшения вызвать Скорую помощь. 2 июня беременную госпитализировали во 2-е акушерское отделение Якутской городской клинической больницы. До 5 июня Екатерине не только не поставили диагноз, но даже никаких мер для этого не принимали: ни анализов, ни обследований. Более того, женщину перевели в инфекционное отделение с подозрением на гепатит. В тот же день, 5 июня, в 14 часов установили гибель плода, ухудшение состояния самой женщины, и только в 3 часа утра следующего дня у женщины изъяли мертвого ребенка вместе с маткой. Когда же началось разбирательство, врачи утверждали, что беременная, мол, меняла место жительства, потому на приемы не ходила, что у нее установлен быстро развивающийся гестоз, осложненный инфекционными заболеваниями, а все необходимые процедуры были проведены. Но как бы ни уклонялись от ответственности люди в белых халатах, истинную картину прояснила назначенная судебно-медицинская экспертиза. Эксперты признали, что именно тактика ведения и лечения беременной как в поликлинике, так и в роддоме, стали следствием и причиной столь печального исхода, хотя для постановки правильного диагноза были все предпосылки, показания и основания. Но в нашем случае медики оказались глухи и немы: в женской консультации недооценили тяжесть состояния беременной, поздно госпитализировали, неадекватно лечили. Причем эксперты принципиально отметили, что тяжелый гестоз лечится за 2-3 часа, а при безуспешном лечении медикам ничего не мешало сделать «кесарево» сечение. Тогда никто бы не пострадал. А так поликлиника N№1 и ЯГКБ компенсировали моральный вред Екатерине по 200 и 300 тысяч рублей соответственно.
Ослепительная «Виктори-клиник» Обращаясь в частные клиники, обыватель думает, что за высокую оплату его обслужат по высшему разряду. Но не всегда это бывает так. Придя 2 августа 2010 года на прием к врачу в «Виктори-клиник», Саргылана (имя изменено) даже и не подозревала, что навсегда может распрощаться со зрением. Когда она вошла в кабинет врача, из-за яркого света не заметила включенную кварцевую лампу, к которой врач сидела спиной, а она оказалась как раз напротив. Прием длился 20-25 минут. Именно тогда врач, наконец, вспомнила про кварц и попросила медсестру выключить его. Недомогание, слабость и непонятную дрожь в теле женщина почувствовала уже ближе к вечеру, а к 23 часам уже не могла открыть глаза, почувствовала сильные боли, резь, слезоточение, а потом и вовсе ничего не могла видеть. В «03» посоветовали женщине обратиться в офтальмологическую больницу, врач которой, осмотрев больную, поставила диагноз «электроофтальмия обоих глаз», который был осложнен еще и обширным ожогом лица и шеи. 3 августа Саргылана позвонила в «Виктори-клиник», сообщила о случившемся, надеясь на помощь со стороны руководства клиники. Но, увы, никаких извинений или предложения приехать к ней домой и осмотреть не последовало. С 4 по 9 августа женщина находилась на больничном по месту жительства. За это время по рекомендации врача она каждый день с 24 часов до 1 часу ночи каждые 5 минут капала в глаза лекарства. Процедура сопровождалась сильнейшими болями в глазах и веках. А уже с часу ночи до 10 часов утра каждый час женщина капала уже другие лекарства. 10 августа Саргылана обратилась с претензией в «Виктори-клиник». Там собрали комиссию, на разбор полетов пригласили и пострадавшую. В итоге врачи осознали свою оплошность и решили выплатить женщине все расходы на лечение и лекарства, а также моральный вред в размере 3 тысяч рублей. Но состоявшийся по иску Саргыланы суд пришел к выводу, что с учетом характера причинения физических и нравственных страданий «Виктори-клиник» должна выплатить 10 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда.
Лечим одно – калечим другое Маленький Денис (имя изменено) с рождения страдал расходящимся косоглазием. Когда в 2009 году ребенку исполнилось 6 лет, перед школой родители решили исправить ошибку природы и положили его 6 июня на операцию в Национальный центр медицины. Операция, по словам врачей, была проведена успешно, после чего ребенка поместили в комнату для пробуждения после наркоза. Сейчас родители думают, что там Дениса оставили без присмотра, так как на 35-й минуте нахождения в этой комнате, ребенок проглотил язык, из-за чего начался отек мозга со всеми сопутствующими последствиями как гипоксия, правосторонний паралич конечностей и кома. А дело в том, что с рождения у ребенка на языке была гемангиома – доброкачественная опухоль. Несмотря на это, а также на то, что препарат «Кеторол» детям до 16 лет противопоказан, Денису дали этот препарат. Впоследствии, прокуратура и независимая экспертиза «Сахамедстраха» укажут именно этот препарат, назначенный мальчику по ошибке врача, как толчок ко всем бедам Дениса. А надо отметить, что Денис еще мог разговаривать с мамой спустя два дня после операции, после чего оказался в коме. Пока детский организм боролся за жизнь в течение трех с половиной недель, медики говорили родителям, что ребенок просто спит, мол, отдыхает. Мама ребенка говорит, что перед операцией никто из врачей узких специализаций не осмотрел ребенка, иначе все бы было отражено в медицинской карте. Выписался Денис 29 августа. Естественно, в тот год он ни в какую школу не пошел. Сейчас ему 9 лет, и врачи до сих пор ему не разрешают посещать школу. Денис учится на дому. Родители жалуются, что после тех событий ребенок стал нервным, хотя глаза у Дениса теперь нормальные, как у всех. Но какой ценой?! Наказать недобросовестных врачей родители Дениса пытаются до сих пор. Судебная тяжба длится с 2010 года. Прокуратура усматривает врачебную ошибку и причиной называет коварный «Кеторол», то же самое считают и в «Сахамедстрахе», а вот эксперты самого Медцентра считают, что виноват… сам ребенок.
Бывает…?! Когда 19 января 2011 года у годовалого сына Николаевых (фамилия изменена) поднялась температура, и его начало сводить судорогами, родители и не гадали, чем обернется для них первоначальный диагноз медиков – ОРВИ. В тот день скорая увезла ребенка в Детскую больницу (ДГКБ) N№2. Пролечив ребенка от гнойной ангины, затем от ОРВИ и стоматита, 26 января мальчика с матерью выписали. На следующий день температура у ребенка вновь поднялась, началась рвота, и Николаевы вновь поступили в детскую больницу. 31 января родителям сообщили диагноз ребенка - ротавирус. С тех пор температура ребенка, за исключением пары дней, держалась на уровне 38 градусов и выше, а 4 февраля из левого уха мальчика пошел гной. Затем был перевод в Медцентр, несколько диагнозов, операция на обоих ушах, а теперь и судебная тяжба. Родители негодуют не только по поводу условий содержания пациентов в ДГКБ № 2, но и по причине абсолютного безразличия медиков по отношению к их маленьким пациентам. «На любые жалобы по состоянию здоровья или его ухудшению ответ один: «Такое бывает», и все это говорится и делается с такой обыденностью и безразличием, с каким нельзя относиться к больным людям. Врач – это надежда на будущее здоровье пациента, которое пациент доверяет специалисту, и этот специалист должен быть, прежде всего, человеком, психологом, тем, кому верят и на кого надеются», - пишет в своем письме в различные инстанции в поисках справедливости и виновных отец. И он прав. Никакие высокие технологии, когда по видеоконференцсвязи проводятся сложнейшие операции на сердце, когда человечество практически находится на пороге излечения раковых опухолей, не заменят простого человеческого участия и сострадания врача к своему пациенту, простой ответственности за принимаемое решение.
Евдокия Федорова «Эхо столицы»