РИГ "SakhaPress.Ru" Вам никогда не было интересно, как живут люди, которые никогда не слышали голос матери, своих детей, им никогда не услышать ни шум волн, ни крики птиц? Мы редко замечаем, что каждое из чувств, дарованное нам от природы, очень важно, и так же не обращаем внимания на тех, кто лишен слуха, зрения, речи. Легко ли жить в нашем мире Анастасии Соломоновой, которая не слышит окружающих ее людей? -- Я не слышу с рождения, инвалид с детства по слуху. С родителями изъяснялась простыми жестами, даже придумывала свои. Например, когда я спрашивала «где мама?» я клала руку на голову, а дядю, который ходил в очках, я обозначала жестом, изображающего очки. Потом нужно было учиться разговаривать на языке глухих, и меня отправили в школу – интернат первого вида для слабослышащих. Отличается эта школа тем, что в ней двенадцать классов. Сначала я сильно скучала по дому, много плакала. Потом привыкла, начала быстро учиться профессиональным жестам. Дело в том, что до этого я ходила в специальный детский садик, где первая освоила язык жестов, и спрашивала дополнительно, что и как называется. В школе затруднений с учебой не было, и я с успехом сдала выпускные экзамены. Я считалась лучшей ученицей, и когда закончила мне уже, наоборот, не хотелось уходить из школы, и я снова плакала. Потом поступила в Мурманский техникум по специальности технический программист, туда взяли без вступительных экзаменов, так как я хорошо училась в школе. Через три месяца бросила: мне было неуютно учиться в заведении для слышащих. Потом уехала домой, по приезду работала санитаркой, думала поступить куда-то еще на следующий год, но вышла замуж.
-- А как ты познакомилась со своим мужем? -- Познакомились на одном празднике в обществе глухих. Мы сидели в кафе, общались друг с другом. Там мы и познакомились. Мы много гуляли вместе, ходили в кино. Через восемь месяцев после знакомства поженились. Я забыла про учебу, но спустя какое-то время решила начать заново. Только вот муж не хотел меня отпускать в другой город, а учебных заведений для взрослых глухонемых здесь нет. Так и осталась, а вскоре у меня появилась дочь.
-- Как вы потом жили дальше? -- Муж работал в магазине, я работала в здании рынка «Манньыаттах», но после пожара осталась без работы. Долго сидела дома без дела, потом в 2003 году начала работать в якутском региональном отделении организации «Всероссийское общество глухих», занималась культурно-массовой работой. Являюсь спортивным инструктором и председателем федерации глухих, а муж строит и ремонтирует жилье.
-- У вас подрастает дочь, чем она занимается? -- Она сейчас учится в школе, занимается в театральной студии. Хотя она слышащая, но мы научили ее владеть языком жестов. Иногда она выступает как семейный сурдопереводчик, когда мы ходим в гости. Я мало жила со своей мамой, она не знает языка жестов, поэтому меня выручает дочка. С ней у меня связана одна история. Когда ей было три годика, я ее оставила буквально на три минуты. Мне надо было выйти в магазин, а когда я вернулась, её дома не оказалось. Я тогда сильно испугалась. Оказывается, как только я вышла, дочка выпрыгнула в окошко (а жили мы на первом этаже деревянного дома) и побежала за мной. Потом она рассказала, что увидела барабашку с большим носом и страшными глазами. Испугалась и разбила окошко, через которое она покинула дом. Я до сих пор удивляюсь тому, что она даже не поцарапалась, ведь секции окна были очень маленькими, а из разбитого окна торчали острые осколки стекла.
-- Хорошо, что все обошлось. Детям зачастую везет в подобных ситуациях. Мне хотелось узнать - как вы проводите свободное время? -- Я занимаюсь домашними делами, читаю газеты. По выходным хожу в гости к родственникам. Кроме того, часто сижу в Интернете на специализированных ресурсах для глухих. Общаюсь с людьми из других городов, есть специальная программа для общения через камеру – это Camfrog video chat - с поддержкой двустороннего общения и видеоконференции. Это удобнее, чем разговаривать через письма, чат или SMS. Тут ты видишь жесты собеседника, его мимику, получается живое общение.
-- Есть ли разница между языками глухонемых разных стран? -- Да, есть, ведь кроме простых мы используем жесты, которые обозначают буквы, поэтому в каждой стране свой язык глухонемых. Я как-то по видеочату разговаривала с одним англичанином. В английском, оказывается, другие жесты, мы с трудом друг друга поняли. Еще мы ездили небольшой группой в Китай. С местными глухонемыми мы общались только при помощи простейших жестов.
-- Бывают затруднения, когда смотрите телевизор? -- В основном ничего не понимаю, смотрю за движениями. В новостях есть субтитры, я их с удовольствием смотрю. Еще покупаю DVD-фильмы с субтитрами. Я хотела бы, чтобы у нас было телевидение с субтитрами, хотя бы на НВК.
-- С какими опасностями в жизни сталкиваются глухонемые? -- Не знаю, сложный вопрос. Я же с рождения инвалид по слуху, уже привыкла. Если вспоминать, то опасно ходить вечером, бывает, что сзади окликают, идут за мной, а я не слышу. Непонятно кто идет и чего хочет. Помню, был случай, когда я шла домой по жилому сектору, а сзади ехала машина. Видимо водитель сигналил, а я не реагировала. Я сильно испугалась, когда почувствовала, что в мои ноги ткнулся капот автомобиля. Вообще существует много проблем, с которыми сталкиваются глухонемые. Например, когда они попадают в больницу или в отделение полиции, они не могут изъясниться нормально, а иногда бывают ситуации, когда счет идет на минуты. Нужно, чтобы в таких важным местах, как полицейские участки, больницы, базы МЧС были люди, которые знали хотя бы базовые слова. В Америке это уже давно введено и действует. Я думаю, как же там хорошо глухонемым – про них не забывает общество. У нас такого до сих пор нет, поэтому мы живем и мучаемся.
-- Что вы хотели бы изменить в городе? -- У нас слишком много мусора на улицах, хочу чтобы было чище, дороги у нас очень плохие. Нужно, чтобы наш город рос, снести старые дома и поставить многоэтажные новостройки. Больше надо домов для инвалидов, а то у многих нет жилья.
-- Вы сами обеспечены жильем? -- Да, у нас с мужем есть своя квартира, правда мы взяли ее через ипотеку. Нам дали возможность в нее вступить, потому что мы оба с мужем инвалиды по слуху.
-- Поддерживает ли глухонемых государство? Нам дают пенсии, существуют бесплатные санатории, организация путешествий, материальная помощь. Как я уже говорила, работаю в якутском отделении Всероссийского общества глухих. Получается, что у нас центр находится в Москве, но он нам не помогает, мы только формально находимся при нем. Мы находимся на обеспечении Министерства труда и социального развития республики…
Полезно знать… Архангельское отделение Всероссийского общества глухих выпустило уникальную для Россию книгу-разговорник языка глухих. Словарь содержит более 500 многозначных жестов и около 600 слов. Сейчас книгу разбирают те, у кого есть слабослышащие родственники или друзья. Но правозащитники надеются, что пособие рано или поздно возьмут на вооружение представители экстренных служб и работники сферы обслуживания. Проблема интеграции глухих в общество - одна из тех, о которых постоянно говорят, но которую никак не удается решить. Глухих просто не понимают. В итоге люди с ограниченными возможностями вынуждены держаться вместе -- ходить к «своему» врачу, который знает тихий язык, забегать только в «свой» магазин, где их хотя бы попытаются услышать. В начале этого года был сделан первый шаг к решению проблемы. Фонд социального страхования в конце февраля пообещал предоставлять всем людям с ограниченным слухом бесплатные услуги специалиста -- сурдопереводчика. Для этого каждый слабослышащий человек должен подать соответствующую заявку в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. После этого в течение 12 месяцев ему полагаются до 40 часов бесплатного сурдоперевода. Но идея оказалась несовершенной: сурдопереводчиков на всех не хватало (профессия оказалось крайне редкой), да и не все глухие могли заранее сказать, когда именно им придется обратиться к врачу, в милицию или органы соцзащиты.
Дмитрий ГРОМОВ. РИГ "SakhaPress.Ru"