C места события: золотая наша «Железка»
[caption id="attachment_36923" align="aligncenter" width="364" caption="На железнодорожном вокзале Нижний Бестях началась укладка кирпичных стен"] [/caption] Мы сидим в администрации Нерюктяйинского наслега, пьем чай, а на закуску идут разговоры о скором приходе железной дороги, ведь 15 ноября в Нижнем Бестяхе – укладка золотого звена. Наслег – это, в сущности, одно село Павловск, от которого до будущего ж/д вокзала меньше пяти километров. Вполне возможно, что гудки локомотивов будут слышны. А говорим мы о том, как местное население встречает приход «железки», которая может круто изменить жизнь всех и каждого. Мнения разные… Чаепитие в Павловске Настроения людей меняются в лучшую сторону, то есть большие изменения уже не пугают, наоборот, разброс мнений укладывается, с одной стороны – в «жизнь не остановишь», с другого края – «это большое благо». Конечно, многим людям надо объяснять преимущества коренных изменений в инфраструктуре, и этим в Мегино-Кангаласском улусе, хорошо видно, занимаются. Советник главы улуса и Нерюктяйинского наслега Дмитрий Семенович Тимофеев говорит с расстановкой, делая экскурс в историю. Взять Павловск, на территории которого, кстати, и возводится железнодорожный вокзал. Село несколько веков назад основано ямщиками, которые работали на Якутско-Аянском тракте, построенном при Петре I. Эта прадорога – наглядное доказательство того, как может налаженная инфраструктура способствовать интенсивному развитию огромного региона Северо-Востока Сибири, да и всей России. По ней шли экспедиции первопроходцев, доставлялись различные товары, что способствовало экономическому подъему. В Павловске – родовое гнездо купцов Кушнаревых, миллионщиков. Недалеко были имения купца Манньыттааха. [caption id="attachment_36924" align="aligncenter" width="640" caption="Строитель железнодорожного вокзала: "Теперь нужен мост через Лену!""] [/caption]О необходимости железной дороги от Транссибирской магистрали начал говорить еще губернатор Иван Крафт, затем этот вопрос ставили Киров, Ойунский, Барахов. В советское время – первый секретарь обкома партии Борисов, и во время работы Гаврила Чиряева началось строительство железной дороги до Беркакита. История делает новый виток – теперь железная дорога пойдет по пути, проложенном нашими предками – до Охотского моря и Магадана и дальше на Чукотку и Аляску. Вполне возможно, что золотое звено в Беринговом проливе и на Аляске будет установлено еще при жизни нынешних поколений, через каких-нибудь два десятка лет. А вы говорите, зачем нам железная дорога. Транспортный техникум Историю не остановишь, а главное, останавливать ее незачем. Это вам докажут, как дважды два, ребята и девчата из Транспортного техникума в Нижнем Бестяхе. Они учатся там лишь полтора месяца, но уже гордятся своими будущими железнодорожными специальностями. Уже первый набор показал, как высок престиж работы на «железке» - конкурс был по пять человек на место, даже на платные места без конкурса не пройти. И это того стоит: здание техникума еще недавно покрасили, а его лаборатории и мастерские уже оснащены самым современным оборудованием. На современных тренажерах и станках учатся студенты из 20 районов республики. В скором времени техникум будет ежегодно выпускать по 125 и более специалистов – слесарей (техническая эксплуатация подвижного состава) и операторов (организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте), а также слесарей-автомобилистов. [caption id="attachment_36926" align="aligncenter" width="640" caption="Заместитель директора Транспортного техникума Иван Нестеров показывает, как управляют локомотивом."] [/caption]Заместитель директора техникума по воспитательной части Алена Варфоломеева говорит, что ребята учатся с особым подъемом и даже с радостью. При разговоре со студентами этот энтузиазм виден невооруженным глазом. Традиций в учебном заведении еще нет, но лидер студенческого самоуправления уже избран. Алексей Богдокумов из Татты победил благодаря тому, что обещал наладить связи со многими общественными организациями улуса и республики, будет создавать КВН-команду и студпрофком, в общем, налаживать нормальную студенческую жизнь. Кстати, лидер Алексей уже отслужил в армии, причем в автомобильных войсках, есть и другие армейцы и даже выпускник ЯГУ, который решил стать железнодорожником. Даешь Хаптагайский тупик! Недалеко от Павловска – село Хаптагай. Хаптагайский комбикормовый завод – самый крупный в республике. Это более 15 000 тонн комбикорма в год, что закрывает потребности Якутской птицефабрики, и еще для частников остается. Привозной корм содержит только 5% различных витаминных добавок, а произведенный на месте – до 20%, причем производится по рецептуре заказчика. Поэтому производство комбикорма на месте – необходимость. Заместитель генерального директора Борис Трофимов и главный энергетик Петр Дмитриев интересуются: что думают о железной дороге в других местах? Сами ждут ее прихода с нетерпением, ведь тогда привозное сырье станет существенно дешевле. А вот если построят ветку до их завода, то будет еще лучше – сырье не надо будет загружать в мешкотару, а можно будет сразу из вагонов ссыпать в бункеры. На Хаптагайском комбикормовом заводе даже все необходимое для разгрузки вагонов подготовили. Правда, строительство ветки в Хаптагайский тупик – дело очень дорогое, но работники завода, да и потребители надеются. [caption id="attachment_36927" align="aligncenter" width="640" caption="Хаптагайский комбикормовый завод – крупнейший в Якутии – ждет прихода «железки»."] [/caption]Время, вперед! На строительстве железнодорожного вокзала Нижний Бестях – рабочие «Транстроя-Восток» бок о бок с коллегами из «Якутстроя». Виктор Арбатский, Валерий Платигин, Петр Усов и сотоварищи – каменщики, прибыли из Якутска на объект недавно, но уже «заразились» железнодорожной романтикой. Они в один голос говорят – далековато железная дорога от Якутска – нужен мост через Лену! Когда мы вечером возвращались в Якутск, на великой реке начался шторм – задувал крепкий ветер со снегом, все вокруг потемнело. Уже идет шуга, скоро переправа на тот берег пассажирам влетит в копеечку, а автомобили и вовсе полтора месяца не смогут переправляться. Тогда и вспомнились слова строителей – нужен мост, обязательно нужен! И все это будет, в том числе дорога далее, на восток, ведь жизнь не остановишь, да и помнить всегда нужно о том, что дороги во все времена значили развитие и процветание. [caption id="attachment_36931" align="aligncenter" width="640" caption="Жительница села Павловск, чемпионка республики по шашкам, КМС Нюргуяна Тимофеева"] [/caption] Игорь САВВИНОВ. Медиа-группа "СИТИМ" Якутск – Мегино-Кангаласский улус – Якутск.
Наш канал в Telegram