РИГ «SakhaPress.ru». …В этом году одним вузом в Якутии стало больше -- статус семинарии получило Якутское духовное училище. Это означает не только формальную смену вывески. Прежде всего, это значит, что процесс "вызревания" первого и пока единственного духовного учебного заведения Якутии можно считать состоявшимся: семинария родилась! Чего это стоило якутской епархии, если принять во внимание, что начинали с нуля? И какой она должна быть -- семинария, где готовят священников для национальной северной республики? Об этом -- разговор с ее ректором,
игуменом Андреем (Морозом). -- Отец Андрей, что стало определяющим для Священного Синода, который 5 октября принял решение преобразовать Якутское духовное училище в семинарию? -- Понятно, что духовная школа вырастает не с пустого места, а из желания людей, ответственных за судьбу Церкви. Советская эпоха для Якутии закончилась тем, что тут фактически не осталось ни одного полноценного храма -- лишь молитвенный дом. Поэтому ни о каком духовном образовании речь не шла. Именно в такой ситуации и начиналось возрождение духовной школы. Это было предметом желания сначала
владыки Германа, потом
владыки Зосимы, при котором были предприняты первые реальные шаги для того, чтобы открыть духовную школу. И продиктовано вполне понятной потребностью -- иметь образованных кандидатов в священнослужители из числа местных жителей. В 2006 году владыкой Зосимой при поддержке Святейшего Патриарха Алексия II и Учебного комитета при Священном Синоде было открыто духовное училище -- вначале двухгодичное. Уже при
владыке Романе, который возглавил епархию в июне 2011 года, образовательные программы привели в соответствие с требованиями духовных учебных заведений, входящих в структуру Учебного комитета Священного Синода. Нынешний правящий архиерей, когда-то сам руководивший духовной школой на Ставрополье, прекрасно понимает: она должна действовать по таким же принципам, что и все учебные заведения РПЦ. Святейший Патриарх сказал четко: вывеске должно соответствовать содержание. Это было бы вряд ли возможно, пока не были собраны достойные вуза преподавательский состав и учебно-методическая база. Пока, наконец, не появилось прекрасное здание, куда училище переехало чуть больше года назад… И вот к сегодняшнему дню, стараниями многих людей, вовлеченных в процесс преобразования училища в семинарию, все сложилось. Епархия и республика получили вуз, полностью отвечающий своему статусу: четырехгодичное обучение, выполняющее стандарт бакалавра в области теологии.
-- Поскольку задача семинарии -- готовить для Якутии местные кадры, много ли среди учащихся ребят-саха? -- Из 24 студентов -- каждый четвертый. Стратегия такова: элемент пришлости надо преодолевать. Епархия не должна зависеть от людей, которые приехали из других городов. Она обязана рождать будущих священников, воспитывать их и устраивать свою епархиальную жизнь сама. Причем, мы считаем, что священник должен быть готов говорить с паствой на понятном для нее языке. И для этого в числе региональных учебных дисциплин изучаем историю и культуру Якутии, якутский язык и литературу. На последнем ученом совете обращали внимание преподавателей: надо научить человека молиться на якутском, читать Священное Писание на этом языке и т.д.
-- Кроме этого преподавание в семинарии, которая находится в национальной республике, чем-то отличается от других? -- Святейший Патриарх мыслит Якутскую духовную семинарию как духовное учебное заведение народов Севера. А потому специфика воспитания будущих пастырей должна быть ориентирована на то, где молодой человек будет служить завтра. Он должен знать традиционный уклад жизни народов, с которыми ему предстоит жить. Причем, не только в теории. В январе планируется пастырская поездка в Вилюйский улус группы преподавателей и студентов Семинарии. Кстати, пример тому подает сам правящий архиерей -- в ноябре стараниями
владыки Романа начнут совершаться литургии на языке саха в Преображенском кафедральном соборе Якутска. Ради своей паствы епископ преодолел свою русскость и пожертвовал пониманием для себя песнопений. И поэтому когда говорят, что РПЦ способствует обрусению народов -- это, мягко говоря, неправда. Русская церковь молится на стольких языках, что упрекать ее в фелитизме, по меньше мере, неприлично. Кстати, задача у Якутской семинарии намного шире -- молиться не только на языке саха, но и языках народов Севера, живущих здесь. В своей духовной школе епархия видит начало всех проектов. И совершенно логично ею должны оправдаться надежды не только епископа, но и общества, поскольку ей предстоит стать духовным центром всей республики.
-- Отец Андрей, училище открылось в 2006-м, значит, выпускники уже есть. Какова их судьба? -- Служат в Алданском, Нерюнгринском благочинии. Часть, после окончания тогдашнего училища, продолжила учебу в семинариях Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Хабаровска… В последней сейчас учатся трое, один из них якут. Недавно я там был в командировке, встречался с ребятами. Спросил: "Вернетесь?" Ответили, да.
-- Насколько принципиально вуз, дающий духовное образование, отличается от светского? По своему распорядку, внутреннему устройству… -- Во-первых, в семинарию нельзя поступить с улицы. Сначала ты должен получить рекомендацию на приходе -- от священника. Абитуриентам необходим первоначальный опыт церковной жизни. Во-вторых, если в светских вузах обучают профессии, то есть набору навыков и знаний, которыми ты должен пользоваться в течение рабочего дня, то в духовном учебном заведении -- служению. Удел священника, его жизнь -- это всецелое посвящение Церкви, Богу и людям. Вот почему слово "профессия" в нашем контексте вряд ли применимо: служение священника не заканчивается в момент, когда он выходит из храма. Семинария очень похожа на семью. Здесь традиционно осуществляется принцип классического образования: преподаватель не только лектор, но и человек, который делится своим образом мыслей, поведением, отношением. Это как родитель в семье, который транслирует ребенку все то, что сам умеет и даже как умеет. Как и во всяком нормальном учебном заведении у нас двуединый образовательный процесс: учебный и воспитательный. Однако последний идет 24 часа в сутки. И даже сон студентов -- и тот регламентирован.
-- А к чему такие строгости? -- В духовном учебном заведении юноша за короткий период должен стать глубоко церковным человеком, преданным Богу, Церкви и имеющим такое образование, которое позволило бы ему стать священником и даже возглавить приход. Студент, приходящий в семинарию, должен понимать, зачем он сюда идет, осознавать свое желание потрудиться для Бога и Церкви, а самое главное, точно знать, что хочет стать священником.
-- Отсев бывает? -- Конечно: по здоровью, дисциплине… И все-таки случайные люди сюда не попадают. Когда человек приходит в духовную школу, то обычно уже знает, специфику учебного заведения и с чем ему придется иметь дело в дальнейшем.
-- О.Андрей, ожидаете ли вы в связи с новым статусом своего учебного заведения притока студентов, и может быть даже из-за пределов Якутии? -- Я хотел бы выразить надежду, что после того, как статус учебного заведения возрос, учеба в нем станет более привлекательной. Тем более, что мы включились в процесс получения государственной аккредитации, а это означает дипломы государственного образца. А по собственному опыту я скажу, что для молодого человека, если он не отдал на откуп третьим лицам решение своей судьбы, учиться в семинарии престижно. Это школа с высокой степенью дисциплины. Поэтому во многих городах, где семинарии существуют давно, даже в светских организациях при приеме на работу отдают предпочтение именно их выпускникам, если те по каким-то причинам не стали священниками. Они выносливые, приучены к порядку, знают, что такое старший, уважают начальство и имеют прочие добродетели, которые, увы, светское образование не дает. К тому же личность священника всегда привлекательна. Он не может раствориться в обществе, как представители других профессий. "Попа и в рогожке видать!" -- заметил по этому поводу Чехов. Будь ты верующий или неверующий, но внутренне уважение к священнику у человека присутствует все равно. И к мнению его, даже если оно спорно, прислушиваются всегда. Поэтому, молодому человеку в Церкви есть стопроцентная возможность для самореализации. Примерно к 23 годам выпускника семинарии архиерей назначает на приход и он встает во главе общины. Если это городской приход, то по статусу примерно то же, что стать главой города. Если в районе, то масштаб руководителя района. К тому же обращаясь к нравственности человека, священнослужитель затрагивает такие струны человеческой души, что очень скоро становится частью семей прихожан. И если учесть, что любой из нас хочет прожить свою жизнь так, чтобы оставить свой след на земле, то именно служение пастыря этому полностью отвечает…
Елена ВОРОБЬЕВА РИГ «SakhaPress.ru».