13:04 04.11

Елена Голомарева: Процесс инклюзивного образования сложен и требует значительных затрат

РИГ «SakhaPress.ru». Народный депутат Республики Саха (Якутия), председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и СМИ Елена Голомарева 4 ноября 2011 года принимает участие на круглом столе на тему «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе». В мероприятии, организаторами которого выступили средняя общеобразовательная школа №33 имени Л.А.Колосовой г. Якутска и благотворительный фонд «Праздник жизни», также участвуют депутат Государственной Думы ФС РФ Юлия Песковская, руководящие и ответственные работники министерств и ведомств, педагоги, родители. Елена Голомарева считает, что тема встречи весьма актуальна. «Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, от их культурного и социального положения, все смелее входит в человеческое сознание. Процессы, имеющие отношение к образовательной интеграции, стали отражением социально-экономических преобразований в нашей стране», - говорит председатель комитета Госсобрания (Ил Тумэн). По ее словам, основные ориентиры развития системы образования всецело согласуются с целями и задачами инклюзивного образования, понимаемого как образование, которое предоставляет каждому ребенку равные возможности вовлечения в целостный образовательный процесс и обеспечивает равные возможности социализации. «В первую очередь, инклюзивное образование может быть получено в образовательном учреждении общего типа, создавшем специальные условия для обучения детей с особыми потребностями. Единая цель инклюзивного образования – качество и результат – достигается разнообразием подходов, условий, учебных планов и программ», - считает Елена Голомарева. Народный депутат республики отмечает, что при многовариантности подходов к обучению детей с особыми потребностями, безусловно, ведущей является тенденция к интеграции. Приоритетность инклюзивного обучения определяется конкретными особенностями развития детей, их возможностями и интересами. Право выбора формы получения образования принадлежит родителям, педагогически-коррекционный персонал должен выступать в качестве квалифицированных консультантов, непосредственно ведущих образовательный процесс. «Инклюзивное обучение предполагает создание специальных условий, основными из которых являются малочисленная наполняемость класса, наличие дополнительных педагогических кадров, в том числе со специальным образованием, комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы, создание адекватных внешних условий, как-то: необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения, инновационные методы и информационно-коммуникационные образовательные технологии. Важным условием является развитие интерактивности и социальной адаптированности детей», - говорит Елена Голомарева. Отметив, что процесс инклюзивного образования сложен и требует значительных затрат – как материальных, так и интеллектуальных, она подчеркивает, что преодоление сложностей состоит также в проблеме негативного психологического воздействия ауры детей с особыми потребностями на обычных детей, заниженным образовательным уровнем учебного процесса, адаптированным к нуждам нездоровых детей. Решающая роль в предупреждении противопоставления детей друг к другу, в развитии свободных, естественных, взаимно уважительных отношений, в создании обстановки равенства всех учеников и ценности каждого из них принадлежит учителю. «Разрешение проблем образовательной интеграции требует квалифицированного психологического сопровождения, планирования содержательной работы по предупреждению негативных явлений, формированию у родителей и педагогов создания особого мира детей с обеих сторон шкалы здоровья и в конечном итоге выработке приверженности гуманистическому взаимодействию всех людей, и детей – в первую очередь», - считает парламентарий. Она напоминает, что в 2006 году ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, которая подтвердила ключевую роль образования в преодолении социального отчуждения инвалидов и в переходе от перспективы медицинского обеспечения к перспективе соблюдения прав человека и ребенка. Статья 24 Конвенции призывает к созданию инклюзивной системы образования на всех ступенях. Политика социальной интеграции, в соответствии с которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах с использованием различных форм особой поддержки, предпочтительнее сегрегации в специальных школах. Осуществление совместного образования различных категорий детей, формирование через инклюзивное обучение жизненной коммуникативной компетенции, акцентирование социализации и обеспечение психологической адаптации являются непременными условиями успешной образовательной интеграции и признанием безусловной ценности каждого ребенка. Как сообщила Елена Голомарева, Государственным Собранием (Ил Тумэн) вносятся изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении». «Народные депутаты Якутии оказывают материальную и моральную поддержку детям-инвалидам. Так, например, Георгий Балакшин является попечителем школы на дому № 35 г. Якутска и таких примеров много», - отметила председатель комитета. По ее словам, активную работу проводит с педагогической общественностью, родителями и детьми-инвалидами Благотворительный фонд «Праздник жизни», возглавляемый Аленой Атласовой. Благотворительный фонд тесно работает с постоянным комитетом Государственного Собрания по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации. «В Государственном Собрании (Ил Тумэн) прошли 2 круглых стола, посвященных инклюзивному образованию, с участием представителей регионального общества организации инвалидов «Перспектива-инва» из Москвы. Парламент и в дальнейшем будет оказывать всестороннюю помощь нашим детям-инвалидам. Поддержка детей-инвалидов – это наша общая забота. Мы вместе должны и обязаны решать их проблемы», - сказала Елена Голомарева. Пресс-служба Ил Тумэна
Наш канал в Telegram