Ровно через неделю -- 15 ноября в Нижнем Бестяхе состоится знаменательное событие -- укладка "золотого звена". Железная дорога придет в населенный пункт, расположенный напротив Якутска. Накануне этого исторического событие предлагаем вашему вниманию интервью с
Владимиром Яковлевым, нашим земляком, уроженцем Олекминска. В девяностые годы он был мэром Санкт-Петербурга, а в двухтысячные возглавлял Министерство регионального развития России. Именно работая на этой должности, он немало сделал для строительства железной дороги до Якутска.
-- Владимир Анатольевич, Вы сделали немало для строительства железной дороги до Якутска. Именно в таком качестве записали себя в историю развития своей малой Родины. Что Вам вспоминается о тех далеких уже 2000-х годах. -- Без железной железной Якутии сложно осуществлять свое экономическое развитие, с ее приходом появляются новые производства, предприятия, появляется возможность обеспечивать северным завозом в течении года. В 2003 году, летом, мы по предложению
Вячеслава Анатольевича Штырова начали рассматривать проект финансирования железной дороги, участок большой, сложный -- средств надо было очень много. Для того, чтобы понять в каком состоянии находится данный проект, мы вылетели в Якутию. И осенью 2003 года, пролетев от Якутска до Алдана, затем пересев на железную дорогу, проехали тот участок, который был построен, посмотрели строительство моста через Алдан и приняли решения, что останавливаться нельзя, что надо доводить дорогу до Якутска, возводить там железнодорожную станцию. Ну а дальше жизнь покажет.
-- Линия Беркакит-Якутск является единственной завершенной в постсоветское время крупной железной дорогой общего пользования на севере России. Возведена она благодаря финансированию республики. Что будет дальше? Какая перспектива ждет железную дорогу как элемента транспортной инфраструктуры Северо-востока страны? -- Во-первых, дорога эта нужна, чтобы решить вопросы с северным завозом. Не секрет, что большие объемы грузов доставляются в Якутск и дальше на север водным путем. А это всего несколько месяцев в году. Естественно, железная дорога сделает этот важнейший процесс для Якутии круглогодичным.
-- Скептики говорят, что Центральные районы Якутии никакими природными богатствами не обладают. Из Якутска нечего вывозить. Не хочется, чтобы она была забыта как «БАМ» в свое время? Как сделать дорогу рентабельной? -- Дорога, конечно, должна работать в обоих направлениях. И если кто-то говорит, что там нет грузов, то тот глубоко ошибается. Большие исследовательские и геологические работы, проходившие в разное время, в том числе и в советское, говорят, что Якутия богатейший край, а северные территории вообще недостаточно изучены. Взять хоть Эльгинское месторождение – огромное количество угля, которое лежит на поверхности. Для его добычи надо еще достроить дорогу на Эльгу -- уже как бы другое направление. Но она также позволит создать нормальные условия для развития экономики. Для Якутии одной из главных задач является создание рабочих мест, которых не хватает, а эта дорога решит многие проблемы. Были опасение, что с появлением дороги кто-то решит уехать из Якутии, а может и, наоборот, приедут люди, чтобы продолжать работать в этом замечательном краю. Несмотря на жесткие климатические условия, это замечательный край, и вот когда едешь по железной дороге видишь, что вокруг тебя такие горы, леса, озера -- эта такая радость.
-- В августе 2011 г. в Якутске прошла Международная конференция о развитии инфраструктуры Северо-востока страны. В качестве одного из «локомотивов» развития был рассмотрен вопрос строительства трансконтинентальной магистрали через Берингов пролив – величайшего строительства всех времен? Часто задаются вопросом: нужен ли России предполагаемый тоннельный или мостовой переход через Берингов пролив на Аляску? Заинтересовано ли руководство «РЖД» в строительстве данного проекта? -- Такие вопросы рассматривались чуть ли не в начале прошлого века. Думаю, что перспективы есть, сейчас мы учимся строить большой мостовой переход на остров Русский во Владивостоке и думаю, что такой проект сможет быть хорошим продолжением и на Чукотке. Повторюсь, что тема давняя, она обсуждалась и обсуждается, требуется изучить все потоки для того, чтобы такой проект развивался, но тема никуда не уходит.
-- Железная дорога на Северо-восток будет пересекать пути миграции диких животных, в частности, северных оленей. А их промысел является существенной статьей доходов малочисленных народов Севера. Как будут учитываться подобные и другие экологические моменты при эксплуатации и строительстве железной дороги? -- Вы, наверное, хорошо знаете, что
Михаил Ефимович Николаев много занимался и занимается коренными народами. Я в свое время, как губернатор и как министр участвовал в этих программах и хочу сказать, что президент
Медведев недавно говорил о поддержке коренных народов, которые проживают в особо сложных условиях. Кочевья, рыболовство являются главной темой, необходимо сохранять те условия, которые помогают им выживать. Поэтому при строительстве крупных объектов необходимо учитывать экологию, миграцию животных, создавать условия для того, чтобы они могли в определенных местах проходить под инженерными сетями, дорогами и т.д. И не забывать создавать условия для того, чтобы кочевья окончательно не ушло в прошлое.
-- Трансконтинентальная железная дорога, транспортировка нефти и газа, сеть федеральных автомобильных дорог, морской путь... На Ваш взгляд опытного политика и государственного человека - какова перспектива Якутии, возможно ли здесь создание крупного транспортного узла? -- Думаю, что именно с транспортом связано развитие самого Якутска и всей республики. Вам сам Бог велел развивать автомобильные и железнодорожные магистрали, малую авиацию. Что касается создания в Якутии крупного транспортного узла, то и почему бы не замахнуться. Исключать этого нельзя, но на это нужно время. --
Вы возглавляете Российский союз строителей. Расскажите, что это за организация? Входят ли в союз якутские предприятия? -- Это большая организация, включающая в себя порядка 35 тысяч организаций. Эти союзы расположены от Чукотки до Калининграда. Входит в нас и Союз строителей Якутии, который возглавляет
Виктор Степанович Исаев. Может быть работаем с вами не совсем активно, но сказываются большие расстояния. Сейчас мы находимся в процессе взаимных отношений в плане проведения различных мероприятий. Скажу, что якутский союз неплохой, активно работают у себя в республике, и пытаются взаимодействовать с нами, так что все перспективы взаимоотношений существуют. Если изобретем какой-то новый способ частых встреч и совещаний, то это будет хороший выход и польза для якутских строителей.
-- Как сложилась Ваша жизнь после работы в Правительстве? И поддерживаете ли Вы связь со своими земляками? -- Я после ухода из государственной службы перешел на службу общественную. «Союз строителей» -- это большая и авторитетная организация, в которую входит большое количество строителей. У нас хорошие отношения с министерством регионального развития, я являюсь членом правления РСПП, контактируем с правительством, администрацией президента. Все основные вопросы, которыми я занимался будучи чиновником, они далеко не ушли, они просто продолжаются по линии общественной. Так что в этом плане жизнь кипит. Я считаю, что Союз строителей делает очень много для лоббирования интересов строителей, активно участвует для подготовки закона законов, связанных со строителями. --
Ваши пожелания якутянам в преддверии больших событий. -- Я радуюсь за якутян, Якутск, строителей, которые построили эту дорогу, потому что это огромнейшее достижение самой республики. Важно и понимание со стороны руководства страны того, что такие проекты нужны. 800 км железной дороги с соответствующими станциями, разгрузочными площадками и т.д. -- это большой проект, который дает большое количество рабочих мест и создает условия для экономического развития Якутии.
Общалась Мария ХРИСТОФОРОВА.