16:14 25.11

Счетная палата Республики Саха (Якутия) – новая форма парламентского контроля

РИГ "SakhaPress.Ru" Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации дифференцируется по основным направлениям, обозначенным в федеральном Законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В п. 4 ст. 5 указанного федерального закона определены следующие общие линии контрольной деятельности парламента: контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов региональных территориальных государственных внебюджетных фондов, контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Федерации. Кроме того, законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе осуществлять контроль за реализацией программ социально-экономического развития (подпункт «в» п. 2 ст. 21 указанного федерального закона). Достаточно широкие контрольные полномочия региональных парламентов распространяются на финансово-бюджетную сферу. Одно из магистральных направлений парламентского контроля - контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет законодательным (представительным) органам право формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов. Институт парламентского финансового контроля является одним из важных элементов в обеспечении сбалансированности полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. На тридцатом (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)», который после подписания Президентом Республики Саха (Якутия) вступит в силу со дня его официального опубликования. С этого дня в республике появится нормативный правовой акт, на основе которого Счетная палата будет сформирована и приступит к работе. На этом же пленарном заседании в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», внесенный группой народных депутатов Республики Саха (Якутия). Обсуждение указанных законопроектов еще задолго до пленарного заседания вызвало много пересудов и неоднозначных оценок. Причем разброс мнений зачастую был диаметрально противоположным. Некоторые народные депутаты Республики Саха (Якутия) и специалисты высказывали мнение, что с появлением Счетной палаты контрольные полномочия самого республиканского парламента будут в значительной степени утрачены. Между тем анализ данных проектов законов во взаимосвязи с требованиями федерального и республиканского бюджетного законодательства показывает, что это далеко не так. Во-первых, необходимость образования Счетной палаты Республики Саха (Якутия) - это не сугубо наше изобретение. С 1 октября 2011 года вступил в силу федеральный Закон от 2 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях должны быть разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты и сформированы контрольно-счетные органы. К слову сказать, в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации контрольно-счетные органы функционировали задолго до принятия указанного федерального закона. Во-вторых, федеральный закон установил, что контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подотчетен ему. Деятельность контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации планируется на основании поручений законодательного (представительного) органа государственной власти. Действительно, с вступлением в силу Закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» полномочия по парламентскому финансовому контролю будут реализовываться не Контрольным комитетом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образованным высшим законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). Следовательно, парламент не утрачивает данные полномочия, а осуществляет их через специального субъекта. Контрольная функция, наряду с законодательной и представительной функциями, была, есть и будет всегда у любого парламента. Это базис общемировых принципов функционирования этого института государственной власти и общемировая практика. Организационная и функциональная независимость органов внешнего финансового контроля является одним из основополагающих международных принципов их создания, провозглашенных Лимской декларацией руководящих принципов контроля, принятой IХ Конгрессом международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). В развитии конституционных установлений о контрольных полномочиях парламента проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Контрольном комитете Республики Саха (Якутия)» с учетом изменившегося федерального законодательства в значительной степени расширил задачи и полномочия Контрольного комитета парламента и определил новые формы парламентского контроля. К ним отнесены осуществление мониторинга федерального законодательства, мониторинга и ревизии нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) на соответствие вновь принятым нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Саха (Якутия); осуществление парламентского контроля за исполнением законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); организация парламентского контроля за ходом и итогами реализации Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), за ходом и итогами реализации республиканских целевых и ведомственных программ и многое другое. Таким образом, опасность утраты парламентом республики контрольных полномочий – не более чем миф, развеять который можно и нужно четким правовым регулированием и умелой организацией контрольной работы. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), сохранив контрольные полномочия даже в самое непростое для законодательных органов России время, согласно Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти. Юрий БАЦЕВ, заместитель руководителя аппарата парламента – начальник государственно-правового управления, кандидат юридических наук
Наш канал в Telegram