РИГ "SakhaPress.ru". -- Что делать, если будущего нет? С таким вопросом к священникам, дежурившим на «телефоне доверия», однажды обратилась якутянка, которую накануне доктора поставили перед фактом: «опухоль головного мозга». И уточнили диагноз: «неоперабельно». -- Что делать, если делать ничего не хочется? Если не радует день, и нет никакого желания заниматься даже детьми… Долго, бережно, выверяя каждое слово, которое в данном случае, действительно могло бы перекинуть мостик к надежде, священник пытался объяснить своей невидимой собеседнице: отчаиваться нельзя! Даже тогда, когда кажется, что шансов никаких. Нельзя хотя бы потому, что вместе окончанием одной жизни -- земной, начинается другая -- вечная… …«Церковь слышит» -- так называется новый проект Якутской и Ленской епархии, который по благословению
владыки Романа стартовал в сентябре и который уже смогли оценить несколько сотен якутян, оказавшихся в непростой для себя ситуации. «Церковь слышит» -- это «телефон доверия», где дежурят специально подготовленные священнослужители. Отвечая на тревожный звонок, они должны быть готовы ко всему. И рассказать, к примеру, о том, что такое таинство крещения. И разубедить собравшуюся на аборт девчонку, которая в последний момент решила посоветоваться со священником. И вселить надежду в того, кто всерьез подумывает о суициде… -- То, насколько это оказалось востребовано, стало ясно практически сразу же, -- рассказывает руководитель секретариата Якутской епархии, благочинный Городского округа
о.Никандр (Горбатюк). -- Первые флаеры с номером телефона мы раздавали жителям Якутска на Дне города -- 11 сентября. Однако уже очень скоро обратили внимание на то, что звонки поступают не только из Якутска, но и районов: Нерюнгринского, Вилюйского… Эти флаеры и владыка
Роман, и священнослужители епархии обязательно берут с собой в миссионерские поездки по республике, чтобы раздавать прихожанам. Ведь для многих людей, живущих там, «куда только самолетом можно долететь», и где священника пока нет, возможность связаться с батюшкой напрямую -- это единственная возможность получить ответ на то, что давно тревожит…
Звонки анонимны, но все вопросы в епархии обязательно фиксируют в журнал. Для чего? -- Дело в том, что звонок звонку - рознь, -- объясняет
о.Никандр. -- Кто-то набирает номер из любопытства, интересуясь: «О чем можно спросить?» А кто-то начинает рассказывать свою историю и ты понимаешь: коротким ответом тут не обойтись! Человеку явно нужна помощь священника. Вот почему мы обязательно спрашиваем, где он живет, и стараемся либо предложить личную встречу, либо перенаправить его к настоятелю ближайшего храма по месту жительства… …Священники, дежурящие на этом телефоне, должны быть действительно готовы ко всему. И к долгому потоку слов (процентов 30 звонивших -- люди одинокие, им нужно просто с кем-то поговорить). И к словесной агрессии. И к ситуациям, где реагировать приходится подчас молниеносно.
Однажды позвонила женщина, которую регулярно избивал сосед-алкоголик. Он вдруг решил, что она обязана спонсировать его пьянки. Когда же отвечала «нет», пускал в ход кулаки. «Что мне делать?», -- отчаявшись, спросила жертва соседского террора
отца Фаддея, одного из тех, кому поручено нести постоянную вахту на «телефоне доверия». -- Предложите продукты вместо денег. А если не устроит, смело звоните в милицию, -- посоветовал он, понимая, что в данной ситуации речь идет уже не о спасении души распоясавшегося дебошира, а о ее собственной жизни…
Очень часто звонят больные СПИДом. Не для того, чтобы найти утешение в своей болезни -- этот шок они уже пережили и свыклись с диагнозом, от которого не избавиться никогда. За советом к священнику они обращаются, чтобы найти выход из той «полосы отчуждения», которой общество очень часто дистанцируется от таких людей. «Меня не никуда не берут на работу, -- рассказывал один из них. -- Как убедить людей, что СПИД воздушно-капельным путем не передается?» Для многих из них храм остается едва ли не тем единственным местом, где они находят не только духовную поддержку, но и радость общения, когда человека принимают таким, каков он есть…
А однажды на «телефон доверия» позвонил… глухонемой. Точнее, прислал смс-сообщение: «Как можно прийти в храм?» Священник ответил -- такой же смс-кой. В итоге, завязался долгий «разговор» -- на целых 20 минут… -- Невозможно очертить даже примерный круг тем, которые затрагиваются во время таких бесед, -- подытожил
отец Никандр. -- И разумеется, священнослужитель должен быть не только безукоризненно подкован в богословском плане, но и еще быть хорошим психологом. Хотя провести прямую параллель между этим проектом и обычными психологическими службами, наверное, все же нельзя. Когда люди звонят к нам, они понимают, что их заочный собеседник -- человек особый. Он облечен священным саном. И потому разговор с ним для многих и впрямь -- последний весомый аргумент… …«Я все-таки сходила в храм, -- перезвонила на второй день женщина со злокачественной опухолью мозга. -- Сделала все, как вы говорили. И знаете, стало как-то легче. Что я могу сделать еще?..»
Телефон доверия «Церковь слышит» – +7(924)166-93-33 Священник ответит на все ваши вопросы ежедневно с 12 до 15 часов. Елена ВОРОБЬЕВА. Фото пресс-службы Якутской епархии