РИГ «SakhaPress.ru». В 2011 году проведено 7 пленарных заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн), народными депутатами Якутии принято 120 республиканских законов и 253 постановления парламента. Наиболее значимые итоги года Законодательная деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в 2011 году обеспечивала принятие законов, направленных на разработку взвешенных и продуманных стратегических решений для совершенствования и развития экономической, социальной и общественной жизни Республики Саха (Якутия). Парламентом республики приняты 3 конституционных закона Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование системы высших органов государственной власти республики и расширение полномочий политических партий. В области бюджетного планирования в этом году начался переход на программный принцип формирования государственного бюджета. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2012 год впервые принят по программно-целевому принципу, в виде комплекса государственных программ и внепрограммной части. В рамках государственного бюджета на 2012 год будут реализовываться 37 государственных программ, утвержденных указом Президента Республики Саха (Якутия). Определены источники финансирования вновь созданного Дорожного фонда Республики Саха (Якутия). Введена новая форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в виде ежегодного Бюджетного послания Президента Республики Саха (Якутия) по обращению к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Государственно-политическое устройство республики В прошедшем году в республике образованы 2 новых органа, призванных осуществлять общественный и финансовый контроль за деятельностью органов власти Республики Саха (Якутия). В целях правового обеспечения их деятельности Парламент республики принял законы «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)» и «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)». Значительное количество законов принятых Государственным Собранием (Ил Тумэн) были направлены на совершенствование системы мировых судей Республики Саха (Якутия). В частности, введена обязательность прохождения профессиональной переподготовки мировыми судьями, назначенными впервые и обязательность повышения квалификации всеми судьями не реже одного раза в три года. Устанавливается порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера мирового судьи, претендента на должность мирового судьи, а также членов их семей.
Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления В 2011 году парламентом республики проведена большая работа по перераспределению полномочий между уровнями государственной власти республики и органами местного самоуправления. Значительное количество ранее переданных на муниципальный уровень государственных полномочий переданы на уровень государственной власти республики. Народные депутаты унифицировали наименования представительных органов муниципальных образований: для представительного органа муниципального района – улусный (районный) Совет депутатов; для представительного органа городского округа – окружной Совет депутатов; для представительного органа поселения – городской (поселковый, наслежный, сельский) Совет депутатов. Также введен институт представителя Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях, что, безусловно, будет способствовать улучшению взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти республики. В области избирательного законодательства народными депутатами принят комплексный закон «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», объединивший все ранее действующие нормы, регулирующие порядок избрания муниципальных органов.
Совершенствование налоговой политики Республики Саха (Якутия) В соответствии с Бюджетным посланием Президента Республики Саха (Якутия) налоговая политика республики на ближайшие годы должна быть направлена на создание условий для развития малого и среднего бизнеса, формирование налоговой базы, направленной на обеспечение большей финансовой самостоятельности местных бюджетов. В связи с этим народными депутатами снижена налоговая ставка налога на прибыль организаций до 13,5 процентов в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) организациями, осуществляющим добычу сырой нефти и осуществляющим расходы в отчетном (налоговом) периоде на цели освоения природных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия), а также для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекта или занятых в сфере обрабатывающих производств. Кроме того данные субъекты освобождаются от налогообложения по налогу на имущество организаций. Для налогоплательщиков, занятых в сельском хозяйстве, рыболовстве, обрабатывающих производствах установлена пониженная ставка 5% по упрощенной системе налогообложения.
Наиболее значимые социальные законы В 2011 году парламент уделил большое внимание вопросам социальной сферы, улучшению качества жизни пенсионеров, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов. В республике установлен республиканский материнский капитал «Семья» в размере 100 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего ребенка либо последующих детей. Возможности использования республиканского материнского капитала значительно расширены по сравнению с установленным материнским капиталом на федеральном уровне. Также, установлены порядок и случаи бесплатного льготного предоставления земельного участка гражданам, имеющие трёх и более детей, в целях садоводства, огородничества, ведения сайылычного хозяйства, дачи или индивидуального жилищного строительства. Установлена величина прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в целом по республике на 2012 год в размере 8673 рубля, а также в первой зоне Республики Саха (Якутия) в размере 9283 рубля и во второй зоне – 8574 рубля. Большое внимание в отчетном периоде уделялось мониторингу федерального законодательства и приведению в соответствие с ним республиканского законодательства в сфере науки, культуры, образования и здравоохранения.
Земельное и природоохранное законодательство В 2011 году парламентом республики утверждена Концепция развития природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), которая направлена на развитие природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия) в условиях реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Реализацию положений Концепции предусматривается осуществить в два этапа с 2011 года до 2020 года. Принято большое количество точечных изменений в земельное законодательство, основной целью которых было снижение административных процедур и барьеров для населения республики.
Взаимодействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) с Федеральным Собранием Российской Федерации и законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Проведена активная работа в Совете законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Ассамблее российских законодателей при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в Совете руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе при полномочном представителе Президента Российской Федерации и парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
Подготовлено аналитическим управлением Госсобрания