РИГ "SakhaPress.Ru" 22 декабря т.г. Президент РФ Д.А.Медведев огласил Послание в адрес Федерального Собрания Российской Федерации. Послание Президента РФ – программный документ эффективной модернизации страны. Очень важно, чтобы проблемы жителей регионов находили отклик на федеральном уровне, обеспечивались равные условия для жителей в разных регионах России, улучшалось качество их жизни. Обеспечение социальных гарантий гражданам, соблюдение трудовых прав, развитие кадрового потенциала в экономике, - все эти темы прозвучали в Послании Президента страны. Право на труд защищено нашей Конституцией. Это значит, что каждый человек имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию, работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, иметь оплачиваемый отпуск и быть защищённым от безработицы. Эта цель может быть достигнута, если само государство будет последовательно отстаивать эти принципы и требовать того же от граждан. Правильная организация труда обеспечивает эффективную занятость: рациональное использование знаний, умений и навыков работника, его непрерывное профессиональное развитие, достойную заработную плату и мотивацию к труду, грамотную организацию и эргономику труда, а также многое другое. Эффективный рынок труда
не гарантирует человеку сохранение работы независимо ни от чего,
но позволяет найти новую работу за короткое время. Таким образом, в экономике достигается минимальный уровень безработицы. Это тем более важно для России, так как модернизация экономики приведёт к росту производительности труда на существующих предприятиях и перераспределению рабочей силы. Эффективность рынка труда достигается, в основном, за счёт
создания новых рабочих мест, обеспечения мобильности населения и трудовой миграции, эффективной деятельности служб занятости. Для создания новых рабочих мест нужно активнее развивать малый и средний бизнес, улучшать деловой климат, привлекать в страну инвестиции. Повышение мобильности населения приводит к снижению безработицы за счёт более эффективного перераспределения трудовых ресурсов в масштабах всей страны. Миграционная политика должна строиться на
принципах приоритетной занятости российских граждан и соответствия притока иммигрантов возможностям субъектов Российской Федерации по их приёму и обустройству. При этом высококвалифицированным специалистам должно быть предоставлено право безвизового въезда на территорию России. Нельзя допускать вытеснения с рынка труда россиян за счёт использования дешёвой рабочей силы из-за рубежа. Не только невежественно, но и аморально утверждение некоторых «научных» школ о том, что конкурентным преимуществом России является дешёвая рабочая сила.
Она не дешёвая, а недооценённая. Эта практика берёт начало ещё с советских времен.
Каждый человек должен получать справедливое вознаграждение за свой труд. Пришло время устранять перекосы в системе оплаты труда, исправлять злоупотребления работодателей и недоработки власти. Реальные доходы трудящихся должны расти в соответствии с ростом производительности труда. Профсоюзы намерены добиваться, во-первых,
увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, и в дальнейшем его увеличения темпами выше инфляции. Второй важной задачей является обеспечение
достойной заработной платы для работников бюджетной сферы. Доходы высококвалифицированных специалистов должны превысить средний уровень по экономике региона, а зарплата низкооплачиваемых бюджетников - увеличиться не менее чем в два раза. Необходимо устранить перекосы в оплате труда между разными сегментами бюджетного сектора, что позволит привлечь в бюджетный сектор квалифицированные кадры и обеспечит более качественное предоставление государственных и социальных услуг населению. Часть дополнительно выделяемых бюджетникам средств может перечисляться на специальные счета для целевого использования (приобретение жилья, автотранспортных средств, оплаты учёбы, лечения, социальных услуг). Следующая наша задача – обеспечение гарантий
своевременной выплаты заработной платы в полном объёме. Исполнение обязательств перед работниками является безусловным приоритетом, за обеспечение которого работодатель должен нести всю полноту ответственности. И, наконец, мы должны добиться п
овышения уровня доходов граждан благодаря созданию условий для роста производительности труда. Уже сегодня трудящиеся могли бы
зарабатывать больше при существующей 40-часовой рабочей неделе, если бы работали на современном высокопроизводительном оборудовании, повсеместно пользовались высокоскоростными системами передачи данных и электронного документооборота,
получали безопасное для своего здоровья рабочее место, а предприятия и организации активно привлекали своих работников к участию в программах повышения квалификации. Надеемся, что в ближайшее время Государственная Дума РФ нового созыва примет законопроект, запрещающий включать районный коэффициент и процентные надбавки в состав минимального размера оплаты труда. Отсутствие с 2007 года в ТК РФ правовой нормы, определяющей понятие «МРОТ», привело к дискриминации при установлении МРОТ, выхолащиванию этого понятия, снижению реального содержания зарплаты и невыполнению госгарантий по повышенной оплате труда работников-северян. Социальное партнёрство в сфере труда призвано поддерживать баланс интересов работников и работодателей. В этих взаимоотношениях силы сторон изначально неравны. Работодатели обладают финансовыми и административными рычагами воздействия, а главное – имеют возможность уклониться от присоединения к соглашениям в сфере социального партнёрства. Это неравенство сторон компенсируется участием в переговорах государства, которое должно стать активным участником дискуссии, гарантом соблюдения законных прав сторон. Для этого нужно
расширять сферу деятельности трехсторонних комиссий (государство – работодатель – профсоюз), в том числе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Необходимо
повышать ответственность за нарушение решений трехсторонних комиссий, коллективных договоров, соглашений. Требуется усилить
общественный контроль за работой государственных внебюджетных социальных фондов, который должен осуществляться, в том числе, с участием профсоюзов. Действующее трудовое законодательство формально обеспечивает высокий уровень социальной защищённости работников. На практике зачастую ситуация кардинально противоположная. Формой коллективной защиты прав и интересов наемных работников являются профсоюзы. Для повышения эффективности их деятельности необходимо, во-первых,
усилить ответственность за неправомерное увольнение профсоюзных активистов, нарушение прав профсоюзов, а также работников - на объединение. Во-вторых
, упростить процедуру и сократить сроки рассмотрения и разрешения коллективных споров, в том числе при объявлении и проведении забастовок. И, в–третьих, п
редоставить профсоюзам права непосредственного обращения в суд с исками о защите прав неопределённого круга лиц. Работникам должны быть
обеспечены социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, и при использовании новых форм занятости. В современной экономике формальные способы защиты работников нужно дополнять более гибкими механизмами, позволяющими адаптироваться к меняющимся рабочим местам, содержанию работы, успешно проходить через изменения и оставаться занятыми. При этом использование форм занятости, не обеспечивающих работнику социальные гарантии, необходимо ограничить и регламентировать. Для современной России характерно, что социальный статус определяется уровнем дохода, независимо от того, каким образом он был приобретён. При этом теряется мотивация людей к труду, падает престиж рабочих профессий, растут иждивенческие настроения. В такой ситуации даже наличие работы не всегда спасает человека от бедности. Необходим комплексный подход к решению проблемы, обеспечивающий и реформирование трудовых отношений, и улучшение качества социальной политики, и изменение принципов налогообложения доходов физических лиц.
В нашей стране работающий человек не должен быть бедным. Нужно не только увеличивать минимальный размер оплаты труда, но и предоставлять людям с невысокими доходами социальную помощь в доступе к услугам образования и здравоохранения, обеспечении жильём, оплате коммунальных услуг и т.д.