РИГ "SakhaPress.Ru" Дизелисты ОАО «Сахаэнерго» провели ряд экспериментов в целях экономии топлива Современные дизельные двигатели рассчитаны на применение дизельного топлива, отвечающего определенным техническим требованиям. Если в дизель заливать что попало, то нормальной работы от него ждать не придётся, а так как используемое на дизельных станциях топливо не всегда соответствует качеству, предъявляемому изготовителем дизельного оборудования, то зачастую поломка напрямую или косвенно связана с качеством используемых горюче-смазочных материалов. Ухудшение качества топлива происходит, как правило, при его недобросовестном изготовлении, перевозке и хранении. Особые затруднения в обслуживании дизелей приходятся на зимний период времени. Чтобы улучшить эксплуатацию дизель-генераторных установок, продлить срок их службы и при этом уменьшить расход топлива и масла, управлением по эксплуатации и ремонтам дизельного оборудования ОАО «Сахаэнерго», дочернего общества ОАО АК «Якутскэнерго», были проведены натурные испытания анамегатора «АДИЗОЛЬ Т-6» (серийно производимого с 1996 года) и квантового активатора "ХАЛФРИД"
дизель (Кат-Д)» (серийно производимого с 2005 года). Что же представляют собой «анамегаторы» и «квантовые активаторы»? Это катализаторы горения – химические вещества, изменяющие процесс горения топлива, которые отнесены к отдельному классу присадок. Данные присадки топлива, производимые в виде жидкости, в определённой пропорции добавляются в жидкие углеводородные виды топлива, такие, как бензин, дизельное топливо, мазут, нефть и в дальнейшем используются во всех типах двигателей внутреннего сгорания. Из числа фирм, изготавливающих анамегаторы, известны такие, как научно-производственное предприятие «Адиоз» (г. Киев, Украина), квантовые активаторы – химический концерн «Халфрид» (г. Зеленоград, Россия). Реклама производителей говорит о том что, растворяясь в топливе, присадка улучшает процесс горения и повышает полноту сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Кроме этого, улучшаются моющие и диспергирующие свойства топлива, приводящие к постепенной очистке рабочих поверхностей агрегата от лако- и нагароотложений. Очистка деталей дизеля в совокупности с улучшением процесса сгорания топлива способствует качественной и безаварийной работе дизельных электроустановок в течение длительного времени. По информации
Виталия Лымарева, заместителя начальника УЭРДО ОАО «Сахаэнерго», в 2007 году натурным испытаниям подвергся анамегатор на ДЭС в г. Олёкминске. Данные испытания, направленные на продление срока службы элементов топливной аппаратуры и снижение удельного расхода топлива, проводились в рамках программы НИОКР. Первым «подопытным» стал энерговагон ПЭ-6 производства ХК «Коломенский завод» (станционный № 15, с общей наработкой 56 956 моточасов, с наработкой после последнего капремонта – 9 428 моточасов). До введения катализатора были проведены замеры удельного расхода топлива. После этого в расходный топливный бак энерговагона был добавлен анамегатор.
Последующие замеры проводились по мере наработки моточасов дизеля. После 48 часов наработки снижение удельного расхода топлива по сравнительным замерам составило порядка 2–3,5%, после 142 часов работы удельный расход снизился до 9,4–12,3%. Также были произведены замеры по снижению вредных выбросов в атмосферу. За период испытаний снижение вредных выбросов NO, NOx уменьшилось на 43% и 41% соответственно. Подобные испытания продолжились в 2010 году на дизельной станции в п. Куйдусун Оймяконского РЭС ОАО «Сахаэнерго». На этот раз были опробованы для сравнения аналогичные по свойствам присадки "Халфрид"
дизель (Кат-Д)» и «Адизоль Т-6». При данном эксперименте наблюдалось снижение среднесуточного удельного расхода топлива по ДЭС от 2,6 до 5,5% и снижение удельного расхода дизельного масла от 7 до 17%. По данным катализаторам можно сделать выводы, что эффективность от их применения может существенно снизить затраты на ГСМ, запасные части, продлить межремонтный период эксплуатации дизельного оборудования. Их стоимость в цене дизельного топлива составляет приблизительно 1% для «Адизоль Т-6» и 2% для "Халфрид"
дизель (Кат-Д)». Это означает, что «Адизоль Т-6» окупится при экономии топлива, составляющей более 1 процента, а "Халфрид"
дизель (Кат-Д)» – более 2. Испытания показали, что на одну тонну дизельного топлива необходимо 0,1 литра "Халфрид"
дизель (Кат-Д)» и 0,017 литра «Адизоль Т-6» при затратах 600-800 руб. и 360-420 руб. соответственно, в зависимости от выбранного поставщика и количества приобретаемого катализатора. В настоящее время на предприятии прорабатываются вопросы, касающиеся закупки катализаторов горения и их доставки в ряд населенных пунктов, обслуживаемых дизельными станциями ОАО «Сахаэнерго», в навигацию 2012 года.
Пресс-служба ОАО «Сахаэнерго»