23:06 01.02

Синдром Дауна: Есть ли будущее у Особых детей?

РИГ "SakhaPress.Ru" В педагогическом сообществе переполох - в России вводится инклюзивное образование! О неготовности совместного обучения нормальных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья у нас в Якутии говорит нашумевший случай  в с.Черкех Таттинского улуса. Как все помнят, одноклассники, учителя и родители были против совместного обучения с ребенком с нарушениями в развитии. А как дело обстоит в развитых странах, с которых  Россия решила взять пример, внедряя инклюзию? Например, в солнечной Италии, которая уже двадцать лет, как отказалась от вспомогательных школ и дети с любым диагнозом обучаются в обычных школах. Недавно в Москве побывал директор благотворительной ассоциации "Лабилита"(Мастерская Умений) Карло Рива из  г.Милан и поделился со своими российскими коллегами опытом работы. Надо сказать, это действительно большой гуманист, за четыре часа лекции-семинара он даже ни разу не употребил выражения "умственная отсталость" и других, ранящих сердце родителей терминов и устойчивых  сочетаний. А главное, он убежден, что Особый ребенок - имеет те же права, что и обычные дети - на образование, на общение... ---- ПРАВО НА ПОЛНОЦЕННУЮ ЖИЗНЬ Ребенок с нарушениями в развитии, например, с синдромом Дауна, в физическом смысле не болен, его нельзя изолировать. И если он не интегрирован в среду детей, то ему плохо. Эти воззрения Карло Ривы перекликаются с новым комплексным подходом ВОЗ - в социальном пространстве необходимо облегчать состояние, уменьшать барьеры, а не наоборот - увеличивать, ухудшать и усугублять. Возьмем, к примеру, лестницу - если она без перил, то по ней трудно передвигаться, возможны травмы. А если с перилами, то, естественно, легче. Так и с ребенком с синдромом Дауна, если мы будем на него смотреть, как на больного, то этим будем ухудшать его состояние и увеличивать барьеры между ним и обществом. У каждого ребенка есть два неотъемлемых  права - право на игру и право на воспитание. Мы должны воспитывать ребенка не для того, чтобы он стал нормальным, а для того, чтобы он стал независимым, самостоятельным. Нашей жаждой, целью должны стать потребности детей. Мы должны создать такие условия, чтобы он научился всему этому. Ребенок может не ходить и не говорить, не различать цвета, не уметь читать. Но мы должны поддержать его в его компетенции. Ни один ребенок даже внутри одной патологии не может быть одинаков, каждый индивидуален, поэтому за каждым нужно наблюдать, каждому составить индивидуальную программу развития. Рост личности такого ребенка происходит только через другую личность. Свою личность он может идентифицировать только находясь в обществе с другими людьми, а не через свое "я". Т.е. педагог строит личность ребенка, уважая его личность, давая ему понять, что различать цвета ребенок должен именно для себя, а не для педагога, для своего роста. Но у таких детей все происходит очень медленно. Ну и о важности игры тоже упомянул итальянский специалист. Дети играли во все времена, о чем свидетельствуют экспонаты в археологических музеях. Дети с нарушениями в развитии должны и могут играть. Все дети учатся в игре. Игровая деятельность учит и стимулирует ребенка. ------ ТРАГЕДИЯ  СЕМЬИ Когда берешься за обучение ребенка, то невозможно не работать с его семьей. Много лет назад, говорит Карло Рива, считалось, что вся семья, когда рождался такой ребенок, становится больной. Родители испытывают невыносимую боль, отчаяние и одиночество, которые еще более усугубляются осознанием того, что не знаешь, что делать с таким ребенком. Можно сказать, состояние семьи подобно состоянию смерти, потому что у таких детей нет будущего. Но такие воззрения в Италии уже позади. Сейчас с родителями работают, инструктируют их и делают все, чтобы облегчить их жизнь. Карло Рива признался, что приехал в Москву не для того, чтобы вещать какую-то истину, а для того, чтобы поделиться и обменяться опытом, рассказать о своем детище - психолого-педагогическом центре "Лабилита", получить и дать возможность сравнить. "ЛАБИЛИТА" - МАСТЕРСКАЯ УМЕНИЙ - УНИКАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИТАЛИИ Как уже сказано выше, этот центр занимается исключительно игрой. Имеет несколько направлений работы: 1. младенческий центр для детей 0-3 лет. 2. центр развития игры для детей с ОВЗ от 4 до 10 лет. - цель играть с радостью, самое главное - получить удовлетворение. 3. службы поддержки семей с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). 4. родительские группы взаимопомощи. 5. психологические службы. 6. уроки толерантности в классах детей с ОВЗ. 7. информационное и консультативное окна. 8. дневной психолого-педагогический центр (6-11 лет). Итак, рассказ Карло Ривы о своем детище. Возьмем к примеру, пункт 4 - родительские группы взаимопомощи. Через каждую субботу, то есть два раза в месяц,  собираются родители и разговаривают о жизни. Самая главная вещь - родители обмениваются опытом. Это гораздо более действенно, , обмен эмоциями, информацией с себе подобными,  чем, например, лекция специалиста. Родители получают колоссальную поддержку друг от друга, от общения и дружбы. Информационные и консультативные окна - туда обращаются мамы прямо после выписки из роддома, где их консультируют и информируют, куда им следует обращаться, на какие услуги, помощь и льготы со стороны государства они могут рассчитывать. Кстати говоря, в Якутске это было бы просто необходимо, поскольку, понятно, что родитель, только что узнавший о диагнозе своего ребенка находится в полной прострации, состоянии шока. Тут  необходима помощь психологов, а не только консультантов по социальным льготам. И иногда некоторые родители даже не оформляют инвалидность ребенку, не обращаются к врачам, не получают льготы и пенсии, как бы протестуя этим самым против грубости и хамства медиков и чиновников. Поскольку оформление инвалидности  в российских условиях - ужасный процесс, полный унижений и стресса, который повторяется каждый год! Слава богу, в последнее время неизлечимым больным в последнее время стали назначать инвалидность не на один год, а на два-три... Кроме того, в "Лабилита" имеется приют, 1-2 раза в месяц все дети в субботу весь день полностью проводят в центре. У родителей появляется один свободный день, когда они могут передохнуть, обновить свои силы. Это одна из форм поддержки. Продолжение следует Айталина АЛЕКСЕЕВА. Москва РИГ "SakhaPress.Ru"
Наш канал в Telegram