09:59 06.02

Синдром Дауна: Есть ли будущее у Особых детей (Окончание)

Окончание. Начало смотрите "Другие новости по теме" РИГ "SakhaPress.Ru" Специалисты два раза в год приходят к своим воспитанникам домой и проводят в гостях по полдня. Кроме того, 6 раз в год, т.е. раз в каждые два месяца проводятся большие встречи с участием всех семей центра. А значит, родители чувствуют себя менее одинокими. А также регулярно проводятся уроки толерантности в классах, где учатся Особые дети. После этого весь класс приглашается в центр и дети занимаются всем тем, чем занимается их одноклассник. Надо сказать, все это очень сильно развлекает и веселит детишек, ну и конечно, воспитывает в них лучшие человеческие качества - терпимость, добросердечность, готовность помочь. В центре "Лабилита" 7 сотрудников. Финансирование идет из трех источников - федерального, муниципального бюджетов и из средств благотворителей. Кроме педагогов, предусмотрена специальная должность - человек, в обязанности которого входит поиск средств. Прежде чем финансировать этот центр, власти два года его изучали и только после того, как убедились, что это действительно стоящее дело, стали выделять деньги. Ддя родителей и детей посещение центра полностью бесплатно. Самой первой темой, которую проходят в центре все дети - это тема строения человеческого тела. У детей с нарушениями в развитии всегда огромные проблемы с самоидентификацией. Чтобы научить осознавать свое тело, свои руки, лицо и тд. детям предлагаются увлекательные упражнения. Например, они ложатся на огромный лист бумаги и их полностью обводят - получается силуэт в натуральную величину, который раскрашивают, приклеивают туда разные интересные вещи. Или играют с пеной, глиной, краской, когда, например, глина застывает, кожу рук стягивает, дети наконец-то начинают обращать на них внимание. У детей с тяжелыми нарушениями в развитии всегда проблемы и с выбором - его попросту нет! В этом заключается задача специалистов центра - предоставить детям возможность выбора! Во имя уважения его человеческих прав! Для этого неговорящим воспитанникам предлагается система альтернативного общения - по карточкам. Это очень трудная, тяжелая, медленная, кропотливая работа - научить ребенка общаться посредством карточек. Но, если цель достигнута, ребенок научился, это настоящее спасение для аутистов! В целях практики специалисты и дети посещают кафе и другие общественные места. И дети уже могут показать на карточках, какие блюда хочется заказать. Вообще, можно составлять целые фразы, или даже планировать свой день. Когда ребенок приходит в центр, он видит  на стене свой распорядок дня в виде прикрепленных на "липучку" карточек. По мере выполнения его пунктов, он отрывает соответствующие карточки и складывает в пакет. Когда карточки на стене кончились - значит, весь план выполнен и скоро придет мама. А в пакете - полный отчет о проделанной работе. Кроме того, у каждого ученика есть дневник, который ежедневно заполняют педагоги и в школе, и в центре. И каждый родитель видит, чем занимался его ребенок сегодня, включая меню завтраков и обедов. Центр "Лабилита" оформлен оборудованием из ИКЕА, дизайн придуман одной из мам. На дверях кабинетов висят очень необычные таблички - надпись - буквами - рисунок - фото - по Брайлю (для незрячих). То есть, учитываются разные уровни развития детей - не все умеют читать. Или, некоторые дети не воспринимают рисунки, они для них не понятны, для таких детей - фото, чтоб знать, что находится в этом помещении. Особенно проявилась разность итальянского и российского менталитета, когда Карло Рива рассказывал о некоторых занятиях - например, о важности создания своего личного пространства, уголка, пусть даже в виде коробки, куда ребенок может складывать свои нужные, важные, секретные вещи, и куда никто не имеет права заглядывать. Ведь в центр ходят в числе других и дети из "социально дезадаптированных семей"! У которых "даже нет собственной комнаты"!!!! Знал бы гуманистичный итальянец об якутских бараках и малосемейках, где живут семьи учителей, врачей, работников культуры... Но в целом ясно, что общего все же больше. В любом уголке мира есть дети с нарушениями в развитии, они были во все времена и всегда  были изгоями в обществе. Особенность современности - это гуманизм, уважение прав и свобод граждан, независимо от состояния их здоровья, облегчение их жизни, и ни в коем случае, не ухудшение! Отрадно, что и в России задумались о включении таких детей в социум, значит, есть надежда на торжество идей гуманизма и у нас. И  в Якутии не будут повторяться случаи суицидов особенных детей. Айталина АЛЕКСЕЕВА. РИГ "SakhaPress.Ru" Москва
Наш канал в Telegram