14:33 23.03

Таинство соборования: мифы и правда

РИГ "SakhaPress.ru".…Наверное, ни одно из семи церковных таинств не вызывает у верующих столько вопросов и не окутано таким количеством всевозможных мифов, как таинство соборования. Одни, к примеру, полагают, что собороваться положено лишь тем, кто уходит в мир иной. Другие, наоборот, стараются прибегать к нему как можно чаще -- в надежде избавиться от всех недугов сразу… А как должно быть на самом деле? И что это за таинство вообще? Развенчать мифы и внести ясность в этот вопрос я попросила заведующего канцелярией управления Якутской и Ленской епархии, иеромонаха Илариона (Варежкина). -- Действительно, таинство елеоосвящения или соборования многим малоизвестно, а потому окутано массой заблуждений. Самое распространенное из них -- это мнение, что в соборовании участвуют лишь люди, которые находятся при смерти и которым нужно как-то облегчить уход из жизни. На самом деле, это, как говорится, лишь «половина правды». Потому что главная цель таинства -- дать исцеление, телесное и душевное, человеку, измученному болезнью. Вот почему с полным правом в нем могут участвовать все. Единственное условие -- чтобы человек находился при памяти, в сознании. -- Какова история таинства и в чем его суть? -- Начало ему положил сам Спаситель. А значит, как и остальные Таинства, оно пришло к нам из древности, зародившись во времена Иисуса Христа. В Евангелии от Марка (6-я глава) говорится: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».  Суть в том, чтобы, помазав тело больного освященным елеем, призвать на него Божью благодать. Елеоосвящение -- это врачевание от телесных и душевных недугов, когда  человеку даруется и оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться  на исповеди. Причем, именно забыл, а не скрыл специально! Порядок совершения Таинства оформлялся на протяжении многих веков. Сегодня он выглядит так же, как в 15 веке и состоит из подготовительных молитв, канона и чтения из апостольских посланий и Евангелия, ектении с поминанием имен тех, кто соборуется. Затем читается молитва на освящение елея и совершается помазание частей тела при чтении молитвы “Отче Святый, врачу душ и телес…”. И так семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие и читается особая заключительная молитва. Предварительно перед соборованием человеку желательно исповедоваться и причаститься. -- Откуда все-таки возникло понимание соборования только как «таинства умирающих»? -- Под влиянием западной схоластики.  Дело в том, что на Западе Соборование веками рассматривали как «последнее помазание», которое одно время откровенно называлось «таинством смерти». Это название, вместе с соответствующим пониманием, проникло в средние века и в нашу Церковь, утвердившись в официальных церковных документах. Такое отношение к Таинству наложило на него печать страха, породив в народе самые невероятные суеверия. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы мы избавились от средневековых заблуждений и вернулись к пониманию Соборования как Таинства исцеления от грехов, которые являются  источником всех болезней — телесных и душевных. -- А с чем связано второе название -- «соборование»? -- По традиции Таинство совершается, как правило, собором из семи священников. Однако нынешние реалии таковы, что не во всяком храме (даже крупного города) есть столько священнослужителей. Поэтому Церковь позволяет обходиться теми силами, какие есть: число священников может варьироваться. К примеру, во время моей недавней поездки в Томпонский район Якутии Таинство Елеоосвящения, о чем просили прихожане, мне пришлось совершать одному. В итоге в райцентре Хандыга пособоровались 24 человека, а в поселке Джебарики-Хая -- еще около 20. Впрочем, от того, сколько священников его проводит -- один или семеро -- значение не умаляется. А соответственно, и результат. Все зависит от того, насколько готов сам человек, тот, кто  желает прощения грехов и победы над недугами. -- Как часто можно собороваться? -- Как правило, раз в год. Единственное условие: не собороваться дважды по поводу одной и то же болезни. Бывает, некоторые прибегают к этому очень часто, но не получают просимого. -- Почему? -- Раз не происходит исцеления, значит, это повод задуматься о том, для чего нам ниспослана эта болезнь и какие уроки нужно извлечь. Ведь технически собороваться можно хоть каждый день, но это ничего не даст. Человек сам должен прийти к осознанию, что он нуждается в исцелении: не только в телесном, прежде всего – в исцелении духовном. Болезнь всегда дается как некий видимый знак того, что в нашей жизни что-то не так. И если это случилось, значит, надо искать причину. Всем хорошо известна фраза  «В здоровом теле здоровый дух». А ведь ее можно кардинально перестроить -- «В здоровом духе здоровое тело»  --  и она будет снова верна. -- Отец Иларион, а если человек в принципе здоров, то можно ли проходить соборование ему? --  Конечно. Потому что такими недугами души, как депрессии, отчаяние, уныние и т.д. страдают многие физически весьма благополучные люди. Сегодня за одну неделю мы получаем информации больше, чем наши прадеды за пять лет. В одно мгновенье благодаря теле- и радиоэфиру мы приобщаемся к событиям всего земного шара. От такого нагромождения чувств, мыслей и просто ощущений душа порой изнемогает. Приступая к исповеди, мы порой забываем каяться в бесчисленных невольных грехах, суевериях, которые приносят нам беды. Не каемся в забытых грехах, которые тяжелым бременем лежат на наших душах. Мы часто живем в атмосфере  лжи, подыгрывая тому хорошему мнению, которое, возможно, ошибочно сложили о нас люди. Мы играем в жизни, как хорошие актеры. Перед таким натиском страстей требуются сильные средства, чем и является Соборование. Не случайно, по древнерусской традиции раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах совершали елеосвящение над всеми желающими и даже теми, кто считался здоровым. В наше время в России общее Соборование совершается в храмах во время Великого поста, который сейчас как раз идет. К примеру, в эти дни, оно совершается не только в храмах Якутска, но и в районах. Где нет постоянного священника -- в ходе миссионерских поездок. Во время соборования люди получают не только облегчение, но и прощение тех забытых грехов, о которых мы не говорим на исповеди. Почему последнее важно? Это можно понять из одной поучительной притчи. К одному старцу пришли две женщины. Одна совершила тяжкое злодейство в отношении мужа и всю жизнь в этом горько раскаивалась. Другая же таких преступлений не совершала, а свои мелкие проступки не считала за грехи… Первой из них старец дал задание: принести ему самый большой камень из тех, которые она сможет поднять. А второй -- собрать полный мешок мелкий камней. Когда они выполнили это, он им сказал: «А теперь все верните на свои места». Так вот первая женщина сразу же отнесла свой валун туда, откуда его взяла. А та, которая собирала мелочь, так и не вспомнила, где что лежало, и снова вернулась к старцу с полным мешком… Так вот у тех, кто забывает о своих мелких грехах, они копятся-копятся и превращаются в груду, которая со временем может обрушить всю его жизнь: страшным недугом, затяжной депрессией, и т.д. Во время Соборования же есть возможность получить за них прощение. -- Есть ли принципиальная разница, где лучше проводить Соборование: в церкви или дома? Особенно, если больной не встает… -- Оно может совершаться как в храме, так и у больного дома, где помимо священников, за него молятся еще и его близкие. Молится и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая молитва веры спасает больного, т.к. Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). Именно такая сконцентрированная соборность и дает результат. -- Можно ли соборовать психически нездорового человека? -- Нет. Елеосвящение не совершается над больными в бессознательном состоянии и буйными психбольными. Нужно ждать периодов просветления разума, если они будут. Потому что таинство -- это соучастие двух сторон: священников и самого человека, который обязательно должен приложить самостоятельные усилия в виде молитвы. -- А если человек в реанимации, и его жизнь на волоске? -- К сожалению, тоже нет. Больной должен понимать и принимать то, что с ним происходит. -- Отец Иларион, со всякой ли физической или духовной проблемой стоит прибегать к этому таинству? -- Конечно, всегда нужно включать разум, отделяя главное от второстепенного.  И все-таки любой недуг -- это симптом какого-то неблагополучия в нас самих. И потому совсем не случайно, что общее соборование совершается  именно в Великий пост -- в особую десятину года, которую мы отдаем молитве, посту и  когда решительно настроены в самих себе разобраться… Елена ВОРОБЬЕВА. РИГ "SakhaPress.ru"
Наш канал в Telegram