РИГ SAKHAPRESS.RU Выставка, посвященная Году единения и Дружбы народов в Республике Саха (Якутия) и приуроченной к празднованию 1150-летия Российской государственности, 380-летия вхождения Якутии в состав России, 90-летия Якутской автономии. Экспозиция выставки «Пространство. Время. Художник» представляет произведения современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Якутии. В живописи и графике очевидны нерасторжимая связь изображения с плоскостью, их взаимная обусловленность и подчиненность. В творчестве якутских профессиональных художников этот метод воплощен в оригинальную художественную систему. Одной из важных особенностей ее является «пространственность», умение в небольшом холсте или листе показать пространственный масштаб Севера. Так, чувство необъятной шири передается в пейзажах
А.Н. Осипова тающими на горизонте линиями горных цепей, лишенных какой-либо единой точки схода. В картинах
И.Е. Капитонова природа развертывается перед нами в бесконечности речных просторов, в титанических выходах горной породы. Пространственное построение пейзажей
Ю.В. Спиридонова характерно для человека выросшего в бескрайних горизонтальных далей тундры. Блестящие по художественному мастерству, произведения
А.Д. Васильева,
М.Г. Старостина,
М.М. Лукиной объединяет внутренняя уравновешенность образов. Композиции никогда не теряют устойчивости, массы всегда находятся в равновесии, плавность ритма линий передает неспешное течение времени. Особенно изысканы натюрморты с якутской утварью. Изображение группы вещей, увиденных вблизи, подробно и крупно, создающих самим своим подбором и взаимным расположением стройный образ устойчивого, упорядоченного быта – часто возникающий мотив в искусстве якутских художников. В натюрмортах
М.М. Лукиной «Прекрасны, как золото»,
Э.И. Васильев «Натюрморт со старым подносом»,
Г.Г. Петрова «Якутский натюрморт»,
А.С. Бочкаревой-Иннокентьевой «Посуда для ысыаха» воплотилось очень конкретное поэтическое ощущение вещи. Искренняя любовь к красоте окружающего мира ясно проступает в самой живописи больших, тщательно продуманных холстов. Пространственность создается якутскими художниками в открытых, незамкнутых композициях. Например, в картинах
Андрея Чикачева «Дары озера»,
Надежды Федуловой «Катание»,
Дьулустан Бойтунова «Похищение»,
Валентины Никифоровой «Кыыс Амга»,
Марии Иннокентьвой «Стойбище»,
Айины Захаровой «Лето». Молодые художники стараются освободиться от сюжетного пересказа, найти новые способы обобщения реальности и ее живописного осмысления. Принципиальное отличие графики от живописи, по мнению известного теоретика искусства
Б.Р.Виппера, в специфическом понимании пространства: «в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа». Пространственно-временной характер специфики якутской графики в какой-то степени соответствует эпическому мироощущению эпоса олонхо. Мир художественных образов в графике
А. П. Мунхалова это иконография якутской традиционной культуры: солнце и солярные знаки, шаман, дерево (мировое древо), коновязь, конь и т.д. Якутская лошадь – излюбленный мотив в творчестве
А.Е. Евстафьева. Основной темой творчества
М.А. Рахлеевой является красота родной природы. Многие работы современных графиков имеют сходство с орнаментом: симметрия, плоскостность, органичная связь с поверхностью листа характерны для произведений
Т.Е. Шапошниковой,
Л.И. Гоголевой,
Г.И. Решетникова,
Е.К. Атласовой,
С.В. Ивановой. Композиции
А.Л. Соргоевой отличаются плоскостностью и декоративизмом, лаконизмом форм. Техника аппликации органически сливается со стилем изображения, в котором предельная конструктивная четкость сочетается с лапидарностью изображения. Ксилография
И.Г. Шадрина отличается аналитически четким построением пространства листа, ритмически упорядоченными элементами. Преломление этнического образного мышления в объемно-пространственных формах, обращение к выразительности древней пластики нашло отражение в скульптурных композициях
Е.Н. Винокуровой,
С.К. Прокопьева,
А.В. Манжурьева,
Н.Н. Чоччасова. Сочная, «живописная» лепка в этих произведениях воспринимается как необходимость. В произведениях фактурная лепка образует нерасторжимый союз со всеми другими пластическими средствами, становясь зачастую главным условием смыслового выражения. Пространство неотторжимо от объема скульптурных портретов
А.П. Захарова. Ощущаешь, прежде всего, цельную форму статуи, единство ее объема, противостоящего воздушной среде. Часто современные косторезы используют метафоры, аллегории. Народный юмор, предельная обобщённость форм присущи изделиям
Ф.И. Маркова,
В.Н. Амыдаева,
К.М Мамонотва,
Г.Н. Родионова. Многие произведения посвящены этнографической теме. Восприятие пространства и времени, формирующее картину мира человека определенной культуры, как правило, не является осознанным. Соответственно, наблюдая различные формы ее представления в произведениях искусства, мы получаем важнейшую информацию о самом способе видения мира. Изображенный мир, каким бы он ни был реалистичным и правдивым, никогда не может быть хронотопически тождественным с изображающим реальным миром, где находится автор — творец этого изображения. Все временно-пространственные определения в искусстве неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены. Живое художественное созерцание схватывает хронотоп во всей его целостности и полноте.
Тимофеева В.В., кандидат искусствоведения