Недавно на улице встретила приятельницу, с которой не виделись много лет. К моему удивлению из румяной, пышущей здоровьем «матрешки», она превратилась в молодую «старуху». Взгляд потух, в уголках губ залегли морщинки, и вся она стала какая-то маленькая, сухонькая, загнанная жизнью.
«Что случилось? - спросила я, - расскажи, облегчи душу. Чем больше ты будешь держать проблему в себе, тем будет только хуже».
Мы зашли с ней в маленькое кафе, взяли по чашке кофе. Поначалу она стеснялась, даже пыталась отшутиться, а потом, как будто скинула с себя «невидимые» оковы и начала долгий рассказ.
С матерью у Наташи не сложились отношения еще в далеком детстве. Как-то так получилось, что большую часть своего времени девчонка проводила на улице. Уродившись характером в отца, она была эдакой «оторвой», пацанкой, никогда не лезущей за словом в карман. Во дворе была «своим парнем», а в школе кулаками отстаивала право среди девчонок быть самой крутой и сильной.
Отец пил, периодически устраивал в доме «дебоши». С малых лет Наташа знала, что как только пьяный отец уединится на кухне или не успеет уследить за ними, надо бежать. Куда-нибудь подальше и побыстрее. Был случай, когда они с матерью прятались в земляной яме, а ночевки в подъездах на лестнице или у соседей были обычным делом. От того времени у женщины остались неизгладимые раны в душе и в сердце.
Школу Наташа, хоть еле-еле, но окончила, поступила в училище. С личной жизнью не сложилось, любимый парень исчез из поля зрения, как только девушка забеременела. К тому времени отец умер, и в семье, наконец, воцарился покой.
У Наташи родилась дочь, которую они вырастили вместе с матерью, а спустя годы женщина встретила мужчину, который постепенно стал смыслом ее жизни. Как раз тогда я встретила их в аэропорту. Они улетали из Якутска на отдых то ли в Анапу, то ли в Геленджик, не суть важно. Главное, что в тот момент Наташа выглядела настоящей красавицей. Счастливая, с сияющими глазами, она держала под руку своего кавалера и как будто светилась изнутри. А потом случилось страшное. Мать хватил инсульт.
Незадолго до этого ей стукнуло 70, и возраст явился не лучшим фактором для болезни. Старушку как будто подменили. Из вполне здоровой бабушки она вмиг превратилась в лежачее капризное существо. Теперь все внимание должно было уделяться только ей. В палату, куда поступила мать, почти каждый день привозили новых пациенток с таким же диагнозом. Совсем древние восьмидесятилетние старушки поначалу лежащие без движения, спустя несколько дней после лечения и различных массажей, поднимались на ноги.
Наташина же матушка потребовала ей найти дневную сиделку, а на ночь дала указание, чтобы дочь спала на стуле рядом. Вдруг что-нибудь понадобится.
Для женщины начались тяжелые дни. Работа, больница, дом, судорожная готовка ужина для домашних, затем опять больница и так бесконечно. Все соседки по палате уже свободно ходили по больничному коридору, и только мать упорно не хотела вставать.
«Я не могу, я боюсь, вдруг упаду, тогда совсем не встану», - были ее отговорки. Прошло полтора месяца. Старуху выписали домой. Наташа думала, что сейчас станет полегче, не тут то было. Мать опять устроилась в кровати, хотя туалет находится рядом, заставила дочь купить стул – горшок.
В первые дни женщина как-то заставляла мать с помощью «ходунков» передвигаться по квартире. Но со временем старуха опять раскисла, мало того, снова потребовала сиделку.
Наташа работает одна, воспитывает дочь, пенсия у матери маленькая, какая тут сиделка? Тогда бабушка поставила жесткие условия. Теперь она будит Наташу в шесть утра, просит принести завтрак. Потом в течение дня каждый час достает дочь на работе с вопросом: «Когда придешь? У меня давление».
Со временем выяснилось, что она лукавит, специально придумывает разные причины, чтобы дочь бросала все дела и торопилась домой. При такой жизни от рук потихоньку начала отбиваться дочь Наташи, любимый мужчина почти исчез, и напоминает о себе только редкими телефонными звонками. А мать обнаглела совсем. На днях она попросила Наташу найти ей «судно», и теперь совсем не встает с кровати.
Самое главное то, что врачи, вызываемые на дом, говорят, что у бабушки хорошие анализы, нормальное давление и ничего не угрожает ее жизни. Конечно, требуется реабилитация после перенесенного инсульта, но в специализированной больнице пока нет мест.
Вот так и живет бедная женщина, света белого не видя. Исхудавшая, обессилевшая, она уже не знает, что делать. Обида на мать, которая еще в детстве не сумела стать ей «близкой подругой», сейчас усиливается с каждым днем.
Мы долго сидели с Наташей в кафе. Я пожелала не отчаиваться, ведь из любой сложной ситуации всегда можно найти какой-то выход. Но, честно говоря, я сама до сих пор не знаю, как ей помочь.
Елена СЛАВИНСКАЯ